Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Минимум поэзии, максимум неправды

Скандальный роман Андрея Мальгина - лидер продаж

«Первым долгом я, конечно, бросился на Измаила Александровича. Неприятное предчувствие кольнуло меня, лишь только я глянул на обложку. Книжка называлась "Парижские кусочки". Все они мне оказались знакомыми от первого кусочка до последнего. Я узнал и проклятого Кондюкова, которого стошнило на автомобильной выставке, и тех двух, которые подрались на Шан-Зелизе (один был, оказывается, Помадкин, другой Шерстяников), и скандалиста, показавшего кукиш в Гранд-Опера'» (Булгаков).

Великое дело сатира, новейшие времена дали для нее материал красочный, даже для нескольких гениев избыточный. Однако грандиозный жанр парадоксальным образом находится в явном тупике – каждый новый роман Пелевина оказывается, увы, слабее предыдущего, «Последняя Газета» Климонтовича вышла ничтожейшей попыткой спародировать мир «Коммерсанта», а вот теперь Андрей Мальгин, некогда главный редактор лучшей из версий журнала «Столица», сподобился написать нечто сатирическое – и результат оказался совсем уж несусветным.

Роман «Советник президента» посвящен ровно одному предмету – выяснению всех самых наипорочнейших обстоятельств семейной (и не только) жизни некоего советника Присядкина, в котором легко угадывается Анатолий Приставкин (все прочие персонажи этой скорбной истории также вполне прозрачны). Господин Присядкин, равно как и его жена и дочь, уличаются буквально во всем, что только можно инкриминировать человеку и гражданину, причем разоблачения эти носят, мягко говоря, кляузно-кухонный характер, в духе незабвенного:

" - Они, они! - козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, - вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!

- Машину зря гоняют казенную! - наябедничал и кот, жуя гриб".

Нужно, однако, помнить, что макабрические герои Булгакова – это далеко не сам автор, тогда как в случае с Мальгиным мы имеем печальное зрелище того, как сатиру пытается сочинять не писатель, но скорее персонаж, в собственную историю в полной мере включенный.

Дело ведь даже не в том, что многостраничные описания присядкинских злодейств утомительно карикатурны - Мальгин не понимает, что для блестящей, в духе «Театрального романа» сатиры необходимы фигуры умолчания, сентиментальные перебивки, заведомо бесполезные, но эстетически необходимые попытки найти в убожестве положительные стороны, словом, важен весь спектр эмоций, а не одна только злоба-злоба-злоба. Не так страшно и то, что «Советник президента» абсолютно несостоятелен как роман – автору не ведомы такие мелочи, как единое связное повествование, динамика и развитие действия, и сам сюжет, наконец, ведь в этой книге ну совершенно ничего, в сущности, не происходит! Одни только разрозненные пересказы того, как «зря гоняли казенную машину» и прочие «кусочки» о том, кто и как из чиновников-совписов кому изрядно нагадил. О стилистике и вовсе нечего говорить – подобной сатиры немало встречалось в прогрессивную эпоху конца 1980-х на страницах изданий вроде «Крокодила», где самым суровым образом клеймились тогда «бюрократы», «приписки» и «командно-административная система». Однако главная проблема – в другом.

Дело в том, что сатира – загадочное искусство, только снаружи кажущееся проще иных жанров, и лучше всех им владеют мистики (Гоголь, Булгаков, Зощенко). Это не случайность – сатирику прежде всего необходим правильный угол зрения, а именно взгляд с высоты пусть не ангельского, но как минимум птичьего полета, взгляд на всяческую мерзость «изделека», желательно даже с этаким легким непониманием – во имя чего, собственно, суетятся все эти по-своему милые, но бесконечно ничтожные люди? Только при наблюдении с этой дистанции сатира делается изысканно-смешной, тонкой, наконец, великой. У Мальгина подобной «точки обозрения» нет и близко.

Автор «Советника президента» находится близко-близко, на расстоянии демонстративно неподанной руки от своих персонажей. Он вертится вокруг них, и даже непристойно суетится, подсматривая за ними в уборной, дергая за рукава и подслушивая самые бессмысленные детали светских бесед. Казалось бы, страсть зловещей присядкинской жены к «залам официальных делегаций» и номерам номенклатурных автомобилей «с мигалкой» Мальгиным высмеяна – однако на самом деле повествователь так смакует недостойную якобы тему, с такой страстью и трепетом, и в таком изрядном объеме вдается в изложения того, с каким номером и на каком экипаже должен ездить уважающий себя мандарин, что мы понимаем: нужны, нужны ему эти мигалки ничуть не меньше, чем любому из его героев!

Вместо иронического недоумения базовая интонация Мальгина – завистливая злоба, или злобная зависть, если угодно. Неизвестно, неважно и не нужно знать, насколько реальный Приставкин и домашние его соответствуют романным типажам, и погрешил ли автор против никому не интересной «правды». Глобальная художественная ложь «Советника президента» в том, что этой сатире невозможно поверить эстетически. Мальгин самонадеянным Персеем думал выставить сверкающий щит, чтобы присядкины отразились в нем и окаменели, но вышло наоборот – в треснувшем его зеркале не отразился никто, кроме него самого.

15.03.2005
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера