Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Большая опера в Большом театре

"Детей Розенталя" ждет еще много воплощений

В Большом, наконец-то, состоялась одна из самых шумных за всю его историю оперных премьер. Поставили «Детей Розенталя» Леонида Десятникова и Владимира Сорокина. Вся та муть, что этот процесс сопровождала, только на первый взгляд выглядит смехотворным фарсом и нелепым повторением 1936 года с его «сумбуром вместо музыки». На самом деле вскрылся ряд вполне реальных гнойников в извечном треугольнике Художник – Власть - Народ. Власти, в принципе, было не до оперы, но скандал вокруг нее – отличные декорации для подкопа под Швыдкого. Не было бы Сорокина, обошлись бы пресловутыми остатками колоннады, которые злые люди хотят выгрести из недр реставрируемого Большого театра, для того чтобы удобнее было их дурацкие декорации доставлять на сцену. Эти игры неприятны, циничны, но понятны – очень уж о больших суммах и большом влиянии идет речь.

Другое дело народ – особенно тот, что в лице депутатов. У них, похоже, все было совершенно искренне. И эта невежественная искренность, совершенно не стыдящаяся своей невежественности, даже, напротив, бравирующая ею, - это просто удар под дых. Уж вроде сколько лет существует, скажем, фестиваль «Золотая маска», вон, рекламой вся Москва завешена, сколько там всегда обсуждается тонких художественных проблем. А вот широкая наша общественность все равно не знает, что главный автор оперы – это вообще-то композитор (по крайней мере, так считается последние лет двести), в данном случае - вполне культовый, что автор спектакля – это вообще-то режиссер, и что поставивший «Детей Розенталя» Эймунтас Някрошюс – это вообще наше все. Ну, не совсем наше, конечно, а литовское, но, в любом случае не для того сюда приехавшее, чтобы выслушивать загадочные и зачем-то публикуемые на первых полосах газет обвинения в смешении «постмодернизма и конструктивизма». В принципе, это бесстыдное выставление напоказ собственных довольно-таки элементарных раздумий - и есть самая что ни на есть интеллектуальная порнография.

Между тем, забавно, что в шумихе вокруг оперы вообще забыли про режиссера. А он натворил такого, что, собственно, оказался едва ли не главным, во всяком случае – самым заметным героем во всей этой истории. Текста-то сорокинского - остроумного и абсолютно вегетарианского - из-за традиционно плохой оперной дикции все равно не слышно. Музыку Десятникова слышно, но она такая приятная, понятная и заводная, что, несмотря на все зашифрованные в ней хитроумные ссылки на сочинения оперных и советских композиторов, глотается без дополнительного разжевывания. Вообще, музыка, причем, очень удачно и эмоционально истолкованная дирижером Александром Ведерниковым, - это самый мощный, доступный и безотказный элемент проекта, который гарантирует ему выживаемость.

Режиссура сильно осмелевшего в оперном деле Някрошюса («Дети Розенталя» по сравнению с его первой робкой оперной работой – идущем в Большом вердиевским «Макбетом» - просто небо и земля) ничего особо не гарантирует. Она занимает, веселит, удивляет, нервирует, даже раздражает и очень отвлекает от понимания того, что задумали авторы оперы. С партитурой Десятникова и Сорокина Някрошюс обошелся примерно так же, как те – с пущенными в дело первоисточниками (в опере, как было известно еще задолго до премьеры, речь идет об искусственно выращенных в Советском Союзе Вагнере, Чайковском, Мусоргском, Верди и Моцарте, которые, соответственно, изъясняются на своеобразном миксте из разных оперно-песенных стилей).

Соцартовскую рефлексию композитора и либреттиста режиссер отрефлексировал на свой лад, не оставив от нее камня на камне. Символы нашего недавнего прошлого, над которыми слитным унисоном смеются и плачут Десятников с Сорокиным, для Някрошюса ничего не значат. Точнее, значат, но совсем не то, что для нас. Някрошюс, конечно, - наше все, но в этом смысле – не наш человек, и слава Богу. Сталинского галифе и грязного бомжатника трех вокзалов, о которых идет речь в опере, от него не дождешься. Все эти нехитрые и близкие радости, которые доставили бы столько счастья, скажем, популярному оперному режиссеру Дмитрию Бертману, он сделал хитрыми и чужими, сильно усложнив понимание нового оперного творения, но и сообщив ему дополнительную глубину. Товарищ Сталин говорит из динамиков детским голоском, в который вмонтированы вставки со знакомым кавказским акцентом – это не тиран, а всего лишь беззлобный материал для режиссерской фантазии. Трехвокзальные проститутки повиливают попками, одетыми в какие-то белые паралоновые панталоны – эдакие стилизованные крутобедрые русские красавицы, словно бы специально выпущенные на сцену, чтобы высмеять наивное депутатское ханжество. А пятеро искусственно выращенных композиторов-классиков – на первый взгляд, уроды уродами, издевается вроде бы над ними Някрошюс, как может. А на самом деле, просто людей из них делает. В тихой кульминации финала, после карикатурного отравления всех главных героев водкой с крысиным ядом (выживает только Моцарт, у которого иммунитет, но его возлюбленная, экс-проститутка Таня - мертва), Някрошюс вдруг вытаскивает из зрителей все сильные, простые, нерастраченные и стыдливо запрятанные чувства – такие как жалость, страх смерти, тоску по несостоявшейся любви - и этим, кажется, немного примиряет свое перпендикулярное прочтение с намерениями Десятникова и Сорокина.

Легко, впрочем, представить, что когда-нибудь у этого произведения будут и другие прочтения. Так как очевидно, что четвертая по счету опера Леонида Десятникова принадлежит к самым удачным его вещам и однодневкой явно не является. Увы, вместе с ней в историю музыки неизбежно войдет имя некой молодежной организации, и с этим вряд ли что можно сделать. Но, в конце концов, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича тоже никак не может избавиться от известинской статьи 1936 года, и ничего, неплохо себя чувствует. И, в конце концов, нет худа без добра – скандал вокруг «Детей Розенталя» активизировал не только сами понимаете кого, но и ленивых порядочных людей, которые теперь считают своим долгом сходить в Большой театр и почувствовать себя гражданами. Совсем неплохо для оперы, которую принято упрекать в умирании, а она возьми да и стань живым, актуальным искусством.

25.03.2005
Екатерина Бирюкова

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера