Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Бескрайняя плоть

Вышла книга Марии Степановой «Физиология и малая история»

Девяностые годы отучили Россию от чтения поэзии. Постмодернисты и верлибристы, эти жулики и подлецы, воспользовавшись социальными катастрофами, постарались убедить читающую публику в том, что хороших "регулярных" стихов теперь не бывает в принципе, а случаются только те, что пишут они сами. Почти получилось: много ли знает нескладный посетитель книжной лавки о нынешней поэзии? Почти ничего. Между тем, моя почетная задача – подружить его с сочинениями Марии Степановой, лучшей русской поэтессы из ныне действующих.

Нужно сказать, что стихи Степановой – вообще идеальное терапевтическое средство против пессимизма, связанного с якобы пропажей той поэзии, что могла бы рассматриваться как современная и потенциально классическая одновременно. Каждый читатель ее может испробовать на себе то самое волшебное чувство, что случается, когда в еще свежей, только что отпечатанной книжке вы пробегаете глазами по строкам, типографское путешествие которых пройдет через непременную «библиотеку поэта» к многотомному собранию сочинений, или какой другой причудливый носитель найдет для себя академический издатель будущего.

«А ты Москвы, ее глубины-длины

Середка, кормчая ось, моржовая кость,

И жизнь в тебе широкая как штаны,

Упорная будто гвоздь».

Степанова пишет удивительно музыкально – демонстрируя неисчерпаемые, в сравнении с английским языком, возможности русских рифм и размеров. Поэзия, которую хочется проговаривать и напевать, декламировать и цитировать, громогласно зачитывать вслух и тихонько нашептывать про себя, не кончится в России никогда – ее только нужно однажды услышать, поймать, словно радиопередачу, преодолев авангардистские глушилки. Результатом читательских усилий станет открытие этакого «творческого консерватизма» - каждая строчка у Степановой написана с оглядкой назад, но и радикально по-новому, и от изящного столкновения певучей «памяти стиха» с разорванной, фрагментарной логикой наших скорбных дней восприятие книги делается еще драматичнее.

«Теперь скажи, что, как положено,

Мы до Сокольников доехали

И ели там одно морожено

С двойным вареньем и орехами,

Что не вишу в зеленой будочке

В своей недальновидной юбочке

В своих наручных украшеньях

Большой мишенью во мишенях –

Вишу, готовая пропасть.

А больше некуда попасть».

В содержательном же отношении стихи Степановой можно назвать даже устрашающими – хотя подобное определение редко бывает применимо к поэзии, наделенной чувством правдоподобной гармонии. Дело в том, что заглавие сборника – не просто летучая метафора, это буквальная сущность того, о чем повествует нам автор, зачарованный натурализмом человеческого существования. Эта пугающая книга обладает ветхозаветным обаянием – ибо посвящена хитрости и сложносочиненности материальных тел, вещественности жизни, самой плотности бытия. Речь может идти о нежнейшей любовной лирике («Желание быть ребром»), о своеобразном «семейном альбоме», посещениях фитнесс-клуба, детских реминисценциях или же «малой истории» родственной, давно обжитой географии, но Степанова всегда берет сторону материи, не отделяет ее от беспокойного духа. В отличие от какой-нибудь Веры Павловой, уныло каламбурящей на "плотские" темы, видящей тело, но и только, Степанова находит в нем ближайшего родственника душе. По-розановски воспевает она ту беспричинную и несознательную силу, что кроется в физиологичности жизни.

«Но, как в скотском вагоне, где в тесноте и матом,

Бродят квадраты пара и долгий вой,

Непреступное, небо становится братом.

И кто-то поет в душевой».

Согласиться с автором в его натурфилософской (есть, кстати, что-то общее у Степановой с Заболоцким) убежденности, в правоте безвозвратного поглощения человека органическим тленом – не получается. Материальность и вещественность жизни все ж не вызывает ничего, кроме фрустрации, ужаса и отчаяния. Склонность буквально всего, что имеет хоть какое-то физическое измерение, к распаду и исчезновению, приводит к тому, что по-настоящему ценить начинаешь только лишь ту тончайшую, почти неуловимую полоску благодати, что каким-то образом просвечивает сквозь вещи, материю, сквозь тела, наконец. Все тот же Розанов и Флоренский сообщили бы, что в этом драматическом противостоянии естества и благодати и состоит разница между Ветхим Заветом, с присущим ему еврейским обожествлением жизни рода, жизни плоти – и почти бесплотным Новым, материальная бесприютность которого лучше всего выражена у позднего Бродского, знавшего толк в тщетности всего вещественного – «так помянем же нынче вином и хлебом / жизнь, прожитую под открытым небом, / чтобы в нем и потом избежать ареста / земли, поскольку там больше места».

В поэзии же Степановой «арест земли» приобретает характер добровольного заточения, и даже – единственно возможной среды существования. Вот как она пишет о кладбище –

«Здесь все не так, как хотел бы тот,

Кто здесь хотел лежать.

Здесь все не так, как хотела бы – там,

Где хотела бы лежать,

и тем не менее очевидное чувство не-собственной правоты

раздвигало время и место, словно праздничный стол».

За подобным примирением со смертью сложно наблюдать без страха. Но, в случае с лирикой Марии Степановой, страх этот поистине незаменим. Ибо позволяет взглянуть на самые мучительные, тягостные, гнетущие, как ожидание все никак не наступающего Воскресения Христова в переполненной душными телами церкви, превратности плоти – взглянуть на них и хоть на секунду перестать бояться.

Книга издана Фондом "Прагматика культуры" в 2005 году.

Где купить?

21.06.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера