Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

И зомби любить умеют

«Земля мертвецов» Джорджа Ромеро – посягательство на все каноны жанра

Режиссер Ромеро регулярно снимает фильмы об оживших мертвецах – уж которое десятилетие такова его почетная обязанность. Что, казалось бы, может быть удобнее этой вечнозеленой нивы – ведь фильмы о зомби это все равно что комедии о мило проказничающих студентах или же блокбастеры о летящей навстречу Земле Всесокрушающей Комете (она же – Страшная Бомба). Вкусы у всех разные, но восстающие мертвецы никогда не утратят своей живительной свежести.

Надо сказать, что в изобразительном отношении новая картина г-на Ромеро вполне соответствует всем потребностям почтенного жанра – кадавры, оккупировавшие города и осаждающие живых в их последнем убежище, огражденном рекой и током, выглядят чрезвычайно живописно. Хочешь-не хочешь – а любуешься этими «бывшими людьми», а теперь бессмысленными шатунами, так и норовящими загрызть зазевавшегося в покинутом всеми пригороде здравствующего соотечественника. Собственно, лучше всех визуальную сторону киноматографа Ромеро описал, разумеется, видный триллермейкер, автор поистине кошмарного сюжета «Уединенный домик на Васильевском» Александр С. Пушкин.  

"Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала  их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного  во время проливного дождя. Все они, дамы и  мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром  похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался, и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и  лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных  кафтанах".

У Ромеро все буквально так и выглядит. Тем не менее, поднявшиеся на приглашение американского гробовщика зомби (а также и доверчивые зрители) сделались жертвами явного жанрового и содержательного обмана, своего рода подмены. Увы, это кино совсем не пугает, оно вообще «не за тем сделано». «Земля мертвецов» от начала и до конца посвящена идеологии и политике – и это в высшей степени огорчительно. Да, фильмы-катастрофы хорошо подходят для применения назидательного общественного пафоса («кто приказал стрелять в марсиан первыми?!», «обещаю вам, сэр, этот русский встанет после запоя и починит нашу космическую станцию»). Молодежные комедии тоже худо-бедно годятся для отправления в политическую топку («милый, мой папа работает в ЦРУ... почему ты пошел пятнами, милый?»). Наконец, банальные боевики просто созданы для того, чтобы периодически реорганизовывать с их помощью список нынешних врагов вашингтонской державы («храброму полицейскому Биллу стало известно, что мафия Лос-Анджелеса получила крупный наркоконтракт от правительства одной из южных республик бывшего СССР, где до сих пор не победила демократия»). Но ужасы, ужасы-то за что? Их ведь так хотелось бы оставить в полнейшей неприкосновенности, во всем своем мрачном великолепии. Но нет, неймется мастерам культуры – так что получите «Землю мертвецов», она же и «Окна РОСТа» по основному профилю.

Прежде всего, выясняется, что зомби – хорошие. По отношению к ним режиссер Ромеро занимает буквально ту же позицию, что в отношении безнадежно пьяного, темного мужика занимал всегда любой истинный русский писатель-гуманист. Помните ведь наугад из литературной энциклопедии?

«Изучив жизнь деревенской и городской бедноты, писатель Засодимский проникся горячей любовью к тем - по его выражению - "угрюмым людям, живущим в прохолодь и в проголодь, для которых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги". Маленькие люди и их страдания - таково обычное содержание рассказов и повестей Засодимского»

Вот так и здесь. Мертвецов жалко. Как совершеннейшие герои поэзии Андрея Белого («вчера завернул он в харчевню, свой месячный пропил расчет», etc.), бредут они, качаясь, ничего не понимая в происходящем, по улицам некогда родного города – а хитрые тварюги-живые запаливают в небе фейерверки, и бедняжки зомби зачарованно смотрят на небо, подняв кверху мертвые глаза, пока вокруг них в это время ездят боевики из числа неумерших, собирают из супермаркетов провизию, а заодно палят по злосчастным недоупокойникам, отстреливая им, горемычным, головы. Как тут не пожалеть неживого человека! Вот Ромеро их и жалеет - слезно, что твой Засодимский.

С живыми сложнее. Будь режиссер ортодоксальным маоистом, проповедуй он в чистом виде «бунт мирового кладбища против всемирной жизни» - пожалуй, их он не пожалел бы вовсе. Всех сожрать, и точка. Однако Ромеро держится магистральной марксистско-ленинской линии (весьма принятой, кстати, в современном Голливуде), и потому среди выживших полыхает классовый конфликт. В том островном городе, где они забаррикадировались, есть свои эксплуататоры -  карикатурный капиталист, пытающийся в финале скрыться с чемоданами долларов, а также представители «господствующих классов», гламурные клерки и прочие «эффективные менеджеры». Им противостоит совсем уж средневековая толпа униженных и оскорбленных, трудящихся на хозяина фактически за одно только право укрытия от вездесущих зомби.

Сентиментально-народнический «этап», меж тем, плавно переходит в революционно-социалистический – среди угнетенных зомби появляется вождь, этакий мертвый Ленин без кепки, при жизни негритянский (как иначе!) заправщик с бензоколонки. Именно он первым перестает неотрывно смотреть на фейерверки, коими буржуазия оболванивает замогильных трудящихся – и ведет последних организованными рядами на штурм бастионов Капитала. С необыкновенным и актуальным для нынешней Москвы смаком показывает Ромеро захват восставшими мертвецами очень характерного «офисно-развлекательного центра», смеси из какого-нибудь «Атриума» на Садовом кольце и новейших стеклянных бизнес-построек. Зомби отгрызают у глянцевых девушек пупки, громят «элитные» кафе, хватают за ноги и тащат в темноту (а чаще употребляют на месте) пиджачно-галстучных «эффективных», не успевших докушать фуа-гра, когда их самих уже начали кушать. Славные картинки, прямо-таки «Выборы-2008, долгожданная победа Демократии».           

Есть в фильме и вполне классические «положительные герои» - но никакой репрессивной функции по отношению к триумфальной зомби-революции на них не возложено вовсе. Они просто отправляются восвояси, зажигая для мертвых собратьев по классовой борьбе прощальные фейерверки, но уже не для того, чтобы одурачить, а только чтобы исрасходовать ненужное горючее, а заодно и обеспечить режиссеру красивый финал-многоточие. Авторская мораль ясна: буржуев желательно резать, однако революционеры, в свою очередь, уж точно не окажутся дружелюбными и приветливыми, не побрезгуют закусить и своими симпатизантами из числа левой интеллигенции, а потому лучше вовремя уехать «куда-нибудь подальше на Север», раскланявшись с бушующими мертвыми «гегемонами» на почтительно безопасном расстоянии.

Возможно, кому-то покажется, что автор этих строк настроен по отношению к вышеизложенному «идейному методу» со скептицизмом, а то и с отвращением. Ни в коем случае! Напротив, так неожиданно изложенная мертвецелюбом Ромеро позиция Засодимского, Златовратского, Успенского и других русских писателей-гуманистов кажется мне единственно правильной. Всех ведь жалко, и всех надо жалеть, угнетенных зомби в том числе. Разве что менеджеров среднего звена в офисном центре жалеть, может, и не стоит, и поделом их мертвецы утащили, не позволив закончить с фуа-гра. Уж очень они мерзкие, менеджеры эти. Проблема в другом.

Дело в том, что левые взгляды на социальное зло ну совершенно не сочетаются с требования высокой, извините, художественности. Имеет место быть простая ловушка: будучи левыми, мы считаем, что корни пороков находятся «вовне» и имеют относительный характер. «Среда заела», «во всем виноват проклятый буржуй», «всех можно перевоспитать». В жизни зачастую все и вправду обстоит именно так. Однако законы искусства и уж тем более массовых его жанров (а особенно триллеров) требуют от нас подхода прямо противоположного, вполне метафизического. Зло в интерпретации эстетически состоятельного искусства имеет абсолютный характер, располагаясь не вовне, а внутри души человеческой – высокие жанры так и показывают его «изнутри», низкие же – рассматривают в столкновении с героическим началом. И потому – триллеры о том, что «зомби страдают», никак не получаются убедительными, завораживающими, страшными.

Разрушить хрупкие законы жуткого жанра – это куда проще (и непростительнее), чем сделать любую революцию. И потому, при всем сочувствии к страданиям живых и мертвых эксплуатируемых классов, хорошим фильмом ужасов «Землю мертвецов» считать не приходится.   

15.08.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера