Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Армагеддон для менеджера

О пользе глупых блокбастеров

Чем заняться обладателю среднего достатка и среднего ума в воскресный августовский вечер, чтобы приятно и культурно расслабиться перед рабочей неделей? Можно, к примеру, сходить в кино на блокбастер – не слишком адреналинозатратный, но и не слишком скучный. Это позволит весело провести время, а придя домой, без особых проблем заснуть. И вот он занимает свое место в кинозале ровно за одну минуту до начала сеанса, чтобы с максимальным удобством разложить на коленях сумку, легкую куртку и ведро с поп-корном. Вперив в экран сосредоточенный взор (ибо момент перехода от рекламы к собственно демонстрируемой фильме практически неуловим), боковым зрением он замечает, что в зале подозрительно мало народу. Неужто опять обман и вновь какая-нибудь Кира Муратова или Ларс фон Триер, два года назад подло приманивший его Николь Кидман? Но вскоре зритель успокаивается, и вот почему.

“Остров” автора “Армагеддона” Майкла Бэя, - очередная гуманистически-голливудская поделка о том, как плохие люди уничтожают хороших людей, но в результате сами оказываются уничтоженными. В полном соответствии с законами жанра один из плохих людей оказывается все же не настолько плохим, и к счастливому финалу успевает эволюционировать, перейдя в лагерь добра. Этот голливудский Савл, конечно же, чернокожий. Канва отстроена столь же классически-элементарно: зритель, который должен отождествлять себя с главным положительным героем, в какой-то момент узнает, что участвует в разоблачении богатейшего преступного синдиката, занимающегося пересадкой человеческих органов смертельно больным богачам. Доноров выращивают методом клонирования, но клоны оказываются большими гуманистами, чем люди, а люди, включая самих богачей, оказываются зверьми. Казалось бы, не будь в фильме джентльменского блокбастерского набора с погонями, стрельбой и взрывами, он обладал бы не большей ценностью, чем простая газетная публикация. На мучительные нравственные вопросы о пользе и вреде клонирования фильм также не наводит, и вряд ли Майклу Бэю стоит рассчитывать на специальную премию от Ватикана.

Впрочем, он и не рассчитывает. Его потребитель крайне неприхотлив. Блокбастерский набор существует для менеджера среднего звена, главной целевой аудитории фильмы, каковой менеджер покидает кинотеатр в прекрасном настроении, довольный небесполезно проведенным вечером. В то время как обладай он большей чуткостью к искусству, он должен был покинуть кинотеатр разозленным, оскорбленным и оплеванным.

Фильма начинается картиной будущего. Действие происходит в 2019 году. Зритель видит некое подобие роскошного торгового центра с прозрачными бесшумными лифтами – картину, знакомую нам частично по торговому центру на Манежной площади, а частично – по картинкам из журнала “Техника – молодежи”, беспрестанно пичкавшего своих неокрепших умом юных читателей фантастическими рассказами о том, каким будет мир через 20-30 лет. В лифтах вверх и вниз движутся одинаково одетые люди (потом выяснится, что это – клоны). Всех их чудом спасли от смерти в результате глобального загрязнения окружающей среды (потом выяснится, что это ложь) и каждый ждет отправки на сказочный остров, единственное незагрязненное место на планете (потом выяснится, что их просто умерщвляют и продают на органы). Они едят одинаковую обезжиренную еду, им требуется следить за здоровьем, им нельзя вступать в близкие отношения, разрешено лишь дружить, за их состоянием придирчиво следит главный врач, он же психоаналитик, он же главный палач (последнее выясняется потом). Коллизия начинается с бунта на корабле: главный герой вдруг выражает недовольство одинаковой одеждой, одинаковой едой, одинаковыми правилами и заявляет, что ему хотелось бы чего-то еще. После этого все большее количество зомби задаются неудобными вопросами и вообще проявляет способность к самостоятельному мышлению, что никак не входит в планы преступного синдиката.. Хорошо отлаженная и на вид благостно-стерильная карательная система дает сбой за сбоем, и в конце концов погибает, не в силах выдержать поединка со свободным человеческим духом.

Надо очень увлечься не шибко изобретательным action-ом, методом copy-paste имплантированным Майклом Бэем в ткань фильмы, чтобы не воспринять эту модель как злую сатиру на зрителя, его образ жизни. Одинаковая еда, развлечения, одежда, по трое не собираться, близкие отношения невозможны, не разговаривать на отвлеченные темы – весь этот джентльменский, но отнюдь на сей раз не блокбастеровский набор взят Бэем не из “Техники – молодежи”. Это и есть современная корпоративная культура, почти медицинскими, а точнее вивисекторскими методами подкожно вводимая большинству сидящих в зале. Их тоже все время готовят к отправке на остров,  в земной  рай  с неувядающим ароматом, дарящим ощущение прекрасного самочувствия. Чтобы попасть туда, они изнуряют себя в одинаковых фитнес-клубах, питаются одинаковыми роллами, носят костюмы одинакового цвета и марки, составляют одинаковые резюме, покупают в кредит одинаковые автомобили, рожают одинаковых детей, смотрят одинаковые фильмы в одинаковых кинотеатрах, а затем отправляются одинаково спать в одинаковых кроватях, купленных в знаменитом магазине одинаковой мебели. И весь этот жизненный цикл проходит в напряженном ожидании исхода лотереи: вдруг в следующий миг все изменится, и они отправятся туда, где будет им награда за лояльность, целеустремленность, исполнительность, неконфликтность, умение работать в коллективе. А награды все нет, она тает, как мираж в пустыне, маня и требуя новых жертв:  надо  сменить шампунь и посещать кегельбан не два раза в месяц, а три, чтобы у корпорации не создалось ощущения, будто тобой овладела депрессия.  

Бэй потрудился на славу, закодировав антикорпоративный сарказм  даже в action: есть в фильме момент, когда гении добра, главные герои, спасаясь от погони на каком-то летающем мотоцикле, таранят офис крупнейшей корпорации, производя там чудовищные разрушения. Прозрачная аллюзия на 11.09.2001  не сработала. Потрясения основ корпоративной культуры не случилось. Тогда Бэй вернулся к сарказму: в финале счастливые недолюди, вырвавшиеся из плена, стоят на холме в лучах восходящего солнца, и перед глазами у них расстилается необычайной красоты пейзаж: остров все-таки существует. Они стоят, держась за руки, одинаковые, смешные, убогие, счастливые,  будто сотрудники международной корпорации, выехавшие на корпоративный уикенд поиграть в пейнтбол. Есть от чего прийти в отчаяние.

23.08.2005
Карен Газарян

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера