Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Политкорректность с нечеловеческим лицом

"Ключ от всех дверей" - радикально-прогрессивный триллер

Нужно сильно потрудиться, чтобы сделать скверный фильм об американском Юге. Тамошняя южная мифология, замешанная на избыточности, жестокости и поражении – материя до того благодатная, что даже трэш в этом эстетическом черноземе преображается во вполне приличное кино (беллетристику тож), а уж автор с зачатками таланта, пересекая отделявшую некогда плантаторов от янки линию Мэйсон-Диксон, способен выдать и шедевр. Пересекает ее и уехавшая из Нью-Джерси в Луизиану героиня триллера «Ключ от всех дверей» - очередного упражнения «на южную тему», вышедшего намного удачнее, чем того можно было ожидать в нашу эпоху упадка «ужасного» жанра.

Юная и, разумеется, прехорошенькая медсестра увольняется из новоорлеанской больницы, где персонал так равнодушен к простому небелому человеку. Окончательно решившись уйти в народ, она уезжает сиделкой в глушь, на болота, оказываясь в доме с призраками и кровавым прошлым – в компании разбитого ударом старика, за которым ей предстоит ухаживать, и его надменной жены, настоящей южанки, презирающей эту молодуху с Севера. Дальнейшее (вполне ужасное) развитие сюжета – легко себе вообразить, а также прочувствовать на собственных нервных окончаниях, ибо сей фильм и в самом деле (а не только по обещаниям рекламы) заставляет вздрагивать, холодеть и вжиматься в кресла.

Декорация, в которой происходит травля несчастной нью-джерсийской медсестры то ли живыми, то ли мертвыми южанами, впечатляет. Чуть декадентская, гниюще-болотная атмосфера окрестностей Нового Орлеана (знать, и крокодилы где-то неподалеку), полузаброшенные бензоколонки, вокруг которых обитают лишь распевающие колдовские заклинания почти горьковские «босяки», фотоальбомы 80-летней давности, на страницах которых чинные усадебные дети соседствуют с почтительными черными слугами. Этакий «Вишневый сад», антураж которого слегка переделан в соответствии с надобностями человекоубийственного триллера – еще как будто бы с патриархальными Фирсами в фартуках, но Фирсы те – уже явственно замышляют против хозяев что-то недоброе.

Меж тем, «Ключ от всех дверей» - не такая уж и консервативная страшилка, даже и вовсе – радикально прогрессивная. По фильму этому очень хорошо видно, как далеко вперед ушла голливудская политкорректность, как сильно она теперь отличается от себя же – но тех невинных времен, когда идеологическим прорывом было самое сочувствие меньшинствам или же кому-то явно обделенному по иному признаку. Если раньше политкорректное кино было сугубо либеральным, сентиментально-жалостливым, и понятия «добра» и «ущемленности» в нем обыкновенно совпадали, то ныне «униженные и оскорбленные» явно взяли наступательно-победительный тон. Отныне меньшинствам для того, чтобы брать моральный и сюжетный верх, больше не нужно представлять в кинематографе положительных героев – они оправданы самим фактом своей изначальной принадлежности к слабейшим. «Ключ от всех дверей», кино, начисто лишенное какого-либо хэппи-энда, демонстрирует нам расправу черных «слуг» над белыми «хозяевами», а больных стариков – над молодыми человеколюбами («эйджизм» - важнейший сюжет сегодняшней политкорректности), и расправа эта не находит по сценарию ровно никакого осуждения.

Те, до кого раньше предлагалось снизойти, роняя гуманистическую слезу, теперь сами идут убивать – и «страшная месть» эта Голливудом более чем поощряется, иначе бы предельно жестокий и несправедливый финал этого триллера никогда не стал бы возможным. В этом смысле пахнущая скорее американским «бессмысленным и беспощадным», нежели праведным клинтоновским «альтруизмом», картина эта продолжает линию «Земли мертвецов» Джорджа Ромеро – только если там восставшими борцами оказывались зомби, то здесь – призраки убитых белыми слуг, а также старики, резонно воспринимающие молодость и красоту как личное оскорбление. Радоваться или огорчаться подобным идеологическим сдвигам жанрового кинематографа?

Ответ на этот вопрос лежит как будто за пределами любых идеологий: радоваться или огорчаться стоит лишь сдвигам, происходящим в обществе - фильм не несет за них никакой ответственности, более того, он является их несомненной  жертвой. Хоррор судят по законам хоррора, а не общественных кульбитов. Страшно? - значит, фильм удался. Как только эффект эмоционального сопереживания утрачивается, и искусство «хоррора» (а равно и любого другого жанра) превращается в идейную агитку – все, многомиллионную лавочку можно закрывать. «Ключ от всех дверей» по своему изначальному «профилю» работает, а потому к наступлению старичков на хорошеньких медсестер и черных страдальцев на белых негодяев можно отнестить вполне сочувственно. Но вот тут-то и зарыта политическая собака. Коль скоро фильм оказывает свое магическое воздействие на зрителя, любые социально-общественные установки, в нем отраженные, делаются оправданными или, по крайней мере, допустимыми. Нынче допустима политкорректность с нечеловеческим лицом - welcome to the club.             

29.08.2005
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера