Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Женщина, которая орет

В минувшие выходные в Москве выступила Патти Смит

В России редко случаются по-настоящему замечательные концерты не утративших прежнего величия классических рок-музыкантов. Боуи в Кремле, «Стоунз» в «Лужниках», Пол Маккартни на Красной Площади – визиты их редки, а вместо них сюда все больше привозят лакированных пенсионеров, вышедших в тираж еще задолго до упразднения Политбюро ЦК КПСС. Но случившийся в начале сентября в огромном клубе-амбаре «Б2» концерт Патти Смит – нечто особое. Чуть ли не впервые в Москву заехал автор столь же заслуженный, сколь и «неочевидный» - культ этой певицы процветает в основном в Нью-Йорке, здесь же, за пределами узких меломанских сообществ, ее мало кто знал. Тем не менее, люди пришли во множестве – и получили в подарок несомненный концерт года.

Миссис Смит, рожденная в 1946 году, свежа и хороша собой – не то, что иные русские певицы куда моложе ее. Меж тем, у нее было относительно трудное детство и еще более сложная юность – она выросла в ужаснейшем штате Нью-Джерси, работала на фабрике, в перерывах между сменами увлекаясь поэзией Рембо (прекрасный досуг для фабричной работницы, Маркс о таком и мечтать не мог, не правда ли?). Родила ребенка, которого отдала в чужие руки, а в конце шестидесятых уехала в Нью-Йорк, где и занялась положенным делом для своего возраста и эпохи – сочинительством и богемной жизнью. Благо сотоварищи нашлись превосходные.

Ближайшим другом и «руммэйтом» по съему жилплощади для устроившейся работать в книжный магазин Патти стал мало кому известный тогда Роберт Мэпплторп. Он и сделал для нее те фотографии, что послужили основой для скорбно-сурового ее имиджа, когда никаких песен еще и близко не было. Другим приятелем будущей гранд-дамы манхэттенского «панка» был достопочтенный Сэм Шепард – они вместе писали «нечто театральное» (вряд ли речь шла о пьесах в строгом смысле этого слова). Вообще, Нью-Йорк 1970-х был удивительным местом – этакая смесь из романа Лимонова про Эдичку и «Таксиста» Скорсезе. Дикая криминальная атмосфера (в Центральном Парке тех лет убивали, повсюду была непролазная грязь и «трущобы Бауэри») – и в то же время невероятный культурный расцвет, невозможный в сыто-благополучные времена Джулиани и его наследников. Из невообразимого культур-компоста тех лет и появилась Патти Смит, первые концерты которой на Манхэттене состоялись в 1974 году, а дебютный альбом (давно уж классический) – годом позже.

В течение семидесятых годов она записала четыре пластинки – одна лучше другой. В энциклопедиях принято называть ее сочинения панк-роком, однако определение это – откровенно неточное, а то и вовсе неверное. Панк (так изначально называлась карнавальная тыква на голове у веселившихся в Англии былых веков) – это все же агрессия пубертата, бушующая «поганая молодежь». Патти Смит, напротив – в лучшем смысле этих слов мрачна, строга, величава. То, что она пела, и поет до сих пор – это скорее «протестантский рок», унаследовавший не идеологию, не буквальное содержание, но эмоцию и интонирование ранних пуританских проповедников. Ее стилистическими родственниками здесь являются Боб Дилан, Лу Рид и Ник Кейв – авторы не менее выдающиеся, и даже больше, чем она сама, склонные к торжественной и пугающей квази-проповеди.

С годами ее манера мало изменилась – напротив, возраст добавил ей драматизма и отточенности конфликта. Когда молодая женщина негодует на мироздание – это все же выглядит не так впечатляюще, как аналогичный гнев тремя десятилетиями позже, тем более что десятилетия эти не привнесли в ее яростные камлания ни грамма досадного старческого маразма. Если что и добавилось на московском концерте Патти Смит в сравнении с ее «моральным обликом» семидесятых – так это изрядный общественно-политический пафос, впридачу к женскому и метафизическому.

Патти уже много лет как «выступает за политику». Как и положено порядочному артисту в Америке, в духе свержения «кровавого режима». Одну из ее наиболее политически ангажированных вещей, «People Have The Power», использовал в своих кампаниях активист «зеленых» и многолетний кандидат в президенты Ральф Нэйдер. В 2000 году, когда у нее вышел альбом «Gung Ho», а вокруг шумели пресловутые выборы Буш-Гор, Патти Смит устроила в поддержку пластинки (а заодно и Билла Брэдли, а потом Альберта Гора) целый музыкально-политический тур. В лучших традициях Леннона она говорила - "Я думаю, что наш новый альбом – очень американская вещь. Песни с этого альбома посвящены философским вопросам, но мне хочется также сказать о вещах, которые меня непосредственно волнуют, особенно в год выборов Президента: о проблемах контроля за вооружениями, о реформе образования, о политических и экономических преобразованиях и, конечно, об экологических проблемах. Все это очень заботит меня, и я постараюсь говорить об этом в своей поездке. Я поддерживаю Демократическую партию и надеюсь, мой голос поможет ей".

Ровно так все было и на концерте в Москве. Одна из песен, старинный рок-н-ролльный хит «Not Fade Away» в середине превратился в обличительный монолог против «антитеррористических систем безопасности», в другой, полуимпровизационной и очень страшной вещи она пела про Беслан. Но все-таки, желающим соприкоснуться с чистой гармонией на ее выступлении было ничуть не хуже, чем тем, у кого вызывает отклик общественный пафос (а русская публика, как известно, ныне весьма равнодушна к социальным экзерсисам в искусстве). Ибо Патти Смит, худенькая барышня-старушка в черном пиджаке и белой маечке, попросту дивно поет. Местами даже не поет, а прямо-таки орет – но в эти моменты она делается еще прекраснее, а песня ее – еще вернее.

08.09.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера