Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Шоколадки, сказки и прочие подлости

Тим Бертон и Терри Гиллиам маразмируют каждый на свой лад

Новых картин Тима Бертона и Терри Гиллиама публика ждала с ощущением, что уж в случае с ними-то шедевры неизбежны. Оба почтенных автора - своего рода священные безумцы на грани Голливуда, на их счету изрядное число фильмов, обреченных оставаться культовыми даже в те далекие пока еще времена, когда нынешние младосинефилы станут кандидатами в старческий дом. Однако кризис не миновал и всеобщих фаворитов - "Чарли и шоколадная фабрика" Бертона, а равно и "Братья Гримм" Гиллиама производят впечатление очень странное, если не сказать хуже.

Что до Бертона, то он снял вообще-то неплохую детскую сказку. История о том, как несколько детей (все богатые и мерзкие, и только один Чарли - бедный и добродетельный) попадают на фабрику загадочного кондитера Джонни Деппа в рамках миросозерцания десятилетних деток смотрится в высшей степени гармонично, и создать для них картину бертоновского масштаба - задача, несомненно, почетная. Непонятно только, почему именно этот, пользующийся заслуженной славой мрачноватого полудекадента режиссер вдруг решил переквалифицироваться в "доброго сказочника для самых маленьких". Роль эта явно не по нему - и уютно-игривое пространство фильма то и дело нарушается эскападами в духе Бертона прежнего. Одна из лучших сцен - когда кондитер-капиталист только встречает детей на пороге фабрики, встречает вместе с коллективом улыбчивых механических кукол, начинающих по ходу веселого представления самопроизвольно трескаться и гореть. Эта диковатая перебивка вообще-то весьма слащавых сцен возникает очень вовремя, как бы напоминая о том, что перед нами - вовсе не патентованный производитель "историй на Рождество", но - автор со страшноватым воображением.

Впрочем, можно заметить в "Шоколадной фабрике" и другой, совсем недетский пласт ассоциаций. В кино случаются такие занятные накладки, когда текст, написанный за много лет до, экранизируется в современных декорациях, и тогда сочетание "костюмов этого года" с сюжетом и механикой истории, сочиненной невесть когда, дают причудливый, не сразу заметный эффект - вроде бы все нормально, а все-таки что-то не так. Нечто подобное происходит и у Бертона - все действие фильма крутится вокруг фабрики. Семья главного героя (за старшего в которой некогда уволенный дедушка-рабочий) живет в кривенькой лачуге, почти примыкающей к фабричному массиву, дети всю картину бродят по цехам, а сопровождающий их в качестве "гида" хозяин Вилли Вонка, как и положено Владельцу, кажется загадочным, властным и притягательным в своем самодурстве. Иными словами, "Чарли и шоколадная фабрика" - это экскурсия в мир капитала, того самого капитала, что существовал а англо-американском мире 100-150 лет назад, а теперь давно уже исчез, переместившись в далекие от Голливуда государства. Бертон показывает Фабрику как цельный волшебный мир, право на обладание которым нужно заслужить отказом от всех соблазнов, этакой почти протестанской этикой. Каждый ребенок чем-нибудь, да плох, и только один достоин того, чтобы стать преемником капиталиста и унаследовать Дело.

Тем не менее, вся эта поэзия капитализма самым прискорбным образом тонет в сиропе счастливых концовок с неизбежным утверждением семейных ценностей, на фоне которых Бертон смотрится почти как внезапно принявший католичество бывалый кокаинист. Итог: по-своему замечательное, но в целом все-таки несуразное, "беспочвенное" зрелище. Зачем человеку, снявшему "Эдварда Руки-Ножницы" и "Марс атакует", понадобилось окунаться в подобные воды - загадка. Возможно, у него случился возрастной кризис излишней добродетельности.

Нечто подобное произошло и с Терри Гиллиамом. Режиссер вообще-то эстетически куда более радикальный, нежели Бертон, он на сей раз снял и вовсе неубедительный и донельзя усредненный триллер. Его "Братья Гримм" - умеренно симпатичные ребята, надувающие немецких крестьян, боящихся нечистой силы. Братья сами конструируют искуственных ведьм и троллей, после чего от них же и спасают - однако бравые наполеоновские солдаты ловят жуликов-фольклористов и заставляют их идти воевать уже с настоящими чудищами, скрывающимися в глубине дорогостоящего компьютерного леса. Фабула простая и правильная, отчасти напоминающая "Сонную лощину" того же Бертона, однако Гиллиам провалился на ней с таким же треском, с каким хрустят сучья в его дремучих лесных кинозамшелостях. У него должен был выйти триллер - но нам совсем не страшно, скорее даже смешно, ибо почти каждая сцена по своей хаотичности и карнавальности похожа на отдельный киноанекдот, а вовсе не на очередную ступеньку на пути классического саспенса - "сейчас догонит, сейчас набросится...". Даже если и догонит, то Гиллиам предложит нам веселую возню ряженых волками, генералами, поселянами и поселянками героев, а вовсе не леденящую кровь историю о тех диких краях, на месте которых теперь цветет Европейский Союз, гуманизм и политическая корректность.

Единственное светлое пятно в насквозь неудачных "Братьях Гримм" - политика. Фильм, сделанный как антифранцузский, на самом деле вышел своеобразной одой Наполеону и его прогрессивному воинству, в одной из сцен торжественно поджигающему злобный колдовской лес. "Граждане Франции!" - пылко обращается к долгобородым немецким крестьянам французский генерал. Те, ни секунды не доверяя захватчикам, сурово молчат, опираясь на топоры и вилы. Ближе к финалу победоносное наполеоновское офицерство, разумеется, тонет в идиотизме деревенской жизни, и кажется даже, что сами эти пейзане и пейзанки, коих так тривиально водили за нос братья Гримм - единое целое с лесной нечистью, что все это один и тот же враждебный природный мир, откуда человеку современному все одно не выбраться. Однако невольные гиллиамовы идеологемы - еще не повод объявить картину удачной. Какое там, если даже любовная линия в этом фильме разваливается, и мы так и не узнаем, кого полюбила деревенская девушка - мужественного ли Вильгельма или же интеллектуального Якоба. А коль скоро в "Братьях Гримм" нет ни любви, ни страха - зачем тогда вообще такой Голливуд нужен?   

Тогда уж лучше вовсе забыть и про недоделанного Гиллиама, и про добродетельного Бартона, и отправиться прямо на новое киноиздевательство Ларса фон Триера ("Мандерлей"). И там уж спуску никому не будет.

19.09.2005
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера