Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Живая душа

Еще раз о "Бедных родственниках" Павла Лунгина

"Бедные родственники" - один из самых ярких российских фильмов последнего времени - вызвал дискуссию среди кинокритиков. Мы уже опубликовали рецезию Ксении Рождественской. Сегодня мы представляем вам другое мнение.

Павел Лунгин любит повторять, что ленится работать по своей первой профессии – писать  сценарии – и все больше полагается на придуманные кем-то истории. "Бедные родственники" – история, сочиненная Геннадием Островским, который, кажется, написал сценарии по меньшей мере к половине российских фильмов последних лет. А потому, отправляясь в кино "на Островского", заранее можно предположить, что будет: будет изящно придуманная завязка, ближе к середине действие начнет буксовать, а финал скорее всего окажется пафосным и каким-то лишним.

"Бедные родственники" – пожалуй, первый фильм по сценарию Островского, который схему сбивает. И это при том, что картина снята в самом труднодоступном для российского кино жанре – трагикомедии.

Суть же происходящего на экране сводится к следующему. Молодой человек в штиблетах, названный поэтическим именем Эдуард (Хабенский), привозит в уездный город N группу иностранцев: в каком-то поколении они были русскими, и теперь надеются найти на оставленной предками земле родную кровь и обрести корни. Наличие бедных родственников Эдуард обеспечил заблаговременно. Родственники эти – как нетрудно предположить, заглянув в честные глаза молодого человека в штиблетах, - фальшивые: настоящие были уничтожены в войну вместе с породившим их местечком Голутвиным. Эдуард, однако, находит по соседству город Голотвин, по договоренности с градоначальником меняет неподходящую О на нужную У, и вербует – кого хитростью, кого подкупом – добровольцев, готовых взять на себя роль давно утраченной сестры, деда, двоюродной тетки, etc.

Мошенник в штиблетах очень похож на Остапа Бендера,  но едва ли не больше – на героя муратовского "Настройщика". Та же бешеная деятельность с целью лично обогатиться, облапошив ближнего своего, и тот же поражающий несоразмерностью затраченным усилиям результат. Но если Настройщик остается хотя бы с пригоршней долларов, то герой Хабенского – ровно ни с чем. Доведенный воссоединенными еврейскими псевдосемьями до безумия, отчаянно кляня свою авантюру, он становится частью той, не побрезговавший злом силой, что поневоле совершает благо.

Мастеровитый сценарий Островского вряд ли предполагал заигрывание с мистическими слоями действительности, - но Лунгин начал снимать "Бедных  родственников" в тот момент, когда уже во всю шла подготовка к "Делу о мертвых душах", и могучая история, придуманная Юрием Арабовым на тему гоголиады, захватила его целиком.

Показанный в сентябре по каналу НТВ восьмисерийный фильм по Гоголю стал самой серьезной заявкой нового российского телекино на то, чтобы называться искусством, собрал энное количество фанатов, примерно столько же принципиальных противников и рекордно низкую долю аудитории.

"Бедные родственники" – soft-вариант фантазий о манипуляциях с душами (когда вместо мертвых пытаются "впарить" живых – это, согласитесь, все-таки более оптимистичный вариант развития событий ), веселая фантасмагория про некое место, где 20 долларов очень большая сумма, городское начальство носит нормального цвета пиджак, зато разъезжает в малиновой "Чайке", любой обман оборачивается в пользу обманутых, где даже жулики чисты сердцем, а пейзажи похожи на декорации райских кущ...

Можно не быть большим поклонником Лунгина-режиссера, но трудно не заметить, как от фильма к фильму он набирает силу в профессии. Успех "Такси-блюза" в Каннах, конечно, легко было объяснить и перестроечным русским бумом, и родственными связями французских продюсеров Лунгина. Успех "Свадьбы" всеми теми же причинами объяснить попросту невозможно. Приходится признать, что полученный в Каннах спецприз за подбор актерского ансамбля получен Лунгиным потому, что в "Свадьбе" действительно на удивление точно подобран ансамбль, состоящий из "натуралов" и профессиональных актеров и – что вообще случается крайне редко – профессионалов от натуралов невооруженным глазом не отличишь.

Я, например, собственными ушами слышала восхищенное недоумение кого-то из зрителей: "А эту украинскую тетку-то где они нашли?!" (речь шла о Наталии Колякановой).

В "Бедных родственниках" - тоже ансамбль, и тоже вполне достойный какой-нибудь специальной награды престижного фестиваля, но натуралов там фактически нет. За одним исключением – Эстер Гаутен, сыгравшей одну из главных женских ролей.

Эстер 95 лет, в младенчестве ее вывезли из России, большую часть жизни она провела во Франции, была врачом, а в 75 начала сниматься в кино. Встретив ее, Лунгин решил, что это судьба – снять сценарий Островского. И еще больше убедился в том, когда привез француженку в Россию, и из глубин ее памяти стал всплывать на удивление чистый русский язык.

Непрофессиональная актриса не только не потерялась среди сборной российских суперпрофессионалов (помимо Хабенского в фильме снимались  Коляканова, Гармаш, Спиваковский, Каневский) – именно она привнесла ту ноту, на которую настроился  весь ансамбль,  – высокую муратовскую (опять муратовскую) ноту трагикомизма.

За чистоту звучания этой ноты фильму можно простить многое – и некоторую аффектированную, действительно в духе местечковых еврейских семейств, шумливость, и композиционные огрехи. Одна линия: про швейцарского мальчика, который приехал в Россию искать уже не вспомню кого (фильм смотрела на Кинотавре) кажется сбивчивой, невнятной и в результате совершенно лишней.

Зато впервые за долгое время чувствуешь, что Лунгин абсолютно искренне верит во все, что рассказывает – не делая никаких поправок на конвертируемость (ну не мог же он всерьез считать, что в Кремле сплошь тупые монстры, как герой Балуева в "Олигархе", а в оппозиции – азартные сексапильные гении, как Машков).

"Бедные родственники", к слову сказать, первый лунгинский фильм, к которому с недоуменным пожатием плеч отнеслись отборщики Каннского фестиваля. Ну и бог с ними.

12.10.2005
Лариса Юсипова

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера