Способ первый, литературоцентричный. Собираясь в кино, расслабьтесь. Перечитайте «Оливера Твиста», чтобы не было искушения говорить «Полански снял почти дословную экранизацию». В процессе просмотра радуйтесь тому, что часть героев и сюжетных линий романа сгинули, собачка в фильме осталась в живых, а мальчик Оливер лишился благодаря Полански наследства, знатного имени и вообще матери с отцом. Можете поразмышлять о природе добра, зла и возмездия у Диккенса и у Полански: в романе Оливер добр и прекрасен, потому что он сын благородных родителей, в фильме Оливер входит в знатную семью, потому что он добр и прекрасен. Посоветуйтесь с психологом. Сам Полански говорит, что адаптировал роман для детей, убрав оттуда самые жестокие моменты. К чести режиссера, общее ощущение от фильма ровно такое же, какое было в детстве от книг Диккенса: уроки английского, внеклассное чтение, за окном постепенно темнеет.
Способ второй, киноцентричный. Находясь в кино, расслабьтесь. Понаблюдайте за способом построения кадра, честной манерой игры Бена Кингсли, подробной прорисовкой Собора святого Павла. Задумайтесь, к чему снится небо Лондона. Вслушайтесь - если не изгадят дубляжом - в классический британский английский. Вглядитесь в происходящее, пытаясь понять, почему все критики в один голос утверждают, что фильм снят с точки зрения ребенка. Попытайтесь вычислить, какого роста этот ребенок. Подумайте, почему он настолько плохо относится к людям, что они похожи на иллюстрации Крукшенка к Диккенсу. Полюбуйтесь на дочь режиссера - она играет добрую девочку, у которой Оливер просил еды, а ее злой экранный папа прогнал мальчика взашей. Поразмышляйте, почему Оливер по дороге в Лондон бредет по экрану то справа налево, то, вперебивку, слева направо, и не исчерпывается ли суть этого приема фразой «тусовка туда, тусовка обратно, всем в кайф».
Способ третий, если первые два не заняли вас надолго. Продолжайте расслабляться. Представьте, что «Оливер» - сиквел к оскароносному «Пианисту» Полански, своеобразный флэшбек Шпильмана, героя Эдриана Броуди. Будучи в концлагере, Шпильман вспоминает свою жизнь - как он в детстве сбежал из работного дома, отправился в Лондон, попал в воровскую шайку и чуть не погиб, но все-таки выжил. Очевидность паттерна слегка пугает Шпильмана. Посочувствуйте пианисту.
Способ четвертый, если третьего на весь фильм не хватит. Не менее радующие коллажи получаются, если состыковывать с «Оливером» некоторые другие работы Романа Полански. Ребенок Розмари вырос и оказался сиротой, и именно поэтому Полански решил убрать из фильма всю сюжетную линию, связанную с его родителями и наследством. Джонни Депп в финальных кадрах «Девятых врат» вошел в дьвольскую гравюру; Оливер Твист, соблюдая преемственность поколений, сделал то же самое в первых кадрах фильма имени себя, с самого начала давая зрителям понять, какой ад начнется сразу вслед за этим. Посочувствуйте Оливеру Твисту.
Способ пятый, если четвертый себя исчерпает. Продолжайте расслабляться. Вспомните всех мальчиков современной культуры, с восторгом найдите их черты в главном герое, особенно порадуйтесь, когда Оливер Твист наденет круглые очки. Не обращайте внимания на то, что эта радость будет чем-то сродни удовольствию неграмотного, сумевшего в длинном тексте найти букву «Г» и правильно ее назвать.
Способ шестой, некрасивый. Не забывайте расслабляться. Представьте, что «Оливер» - попытка оправдательной речи: почти двадцать лет назад Полански был обвинен в развращении малолетних, и теперь доказывает, что этих малолетних ничем не развратишь, даже воровским притоном, господа присяжные заседатели.
Способ седьмой, мазохистский. Вспомните «Нож в воде» того же Полански, тяжело вздохните, вспомните «Горькую луну», «Жильца»… нет, это плохой способ, лучше возьмите с собой маленький DVD-плеер и пересмотрите какой-нибудь из этих фильмов во время сеанса, удовольствие гарантировано.
Способ восьмой, радикальный. Находясь в кино, соберитесь. Начните в отдельных местах тоненько петь арии из мюзикла «Оливер!», пока соседи не выгонят вас из зала.
Способ девятый, самый правильный. Подойдя к дверям кинотеатра, развернитесь примерно на 180 градусов. Пойдите в лес, в парк, пообщайтесь с друзьями, выпейте пива, чаю, съешьте яблочко. Порадуйтесь тому, что вы уже не ребенок, а следовательно, не являетесь целевой аудиторией фильма и не должны ему радоваться. Посочувствуйте детям. Им, скорее всего, тоже будет скучно, но вряд ли они смогут воспользоваться вышеперечисленными способами - кроме, разве что, пятого.
Если же вы не знаете, кто такой Диккенс, не смотрели ни одного фильма Полански, не видели ни мюзикла, ни знаменитой экранизации «Твиста» с Алеком Гиннесом, не ждете от кино спецэффектов и обладаете сердцем чувствительным и смелым, - идите в кино. Фильм длится 130 минут, и некоторые из этих минут очень красивы.
|