Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Графиня изменившимся лицом

"Последний уикэнд" Павла Санаева: подростки, лужа, смерть

Самым страшным молодежным триллером всех времен и народов был старый трехсерийный фильм Николая Калинина «Бронзовая птица», в котором по темным аллеям бродила зомби-графиня и своими прогулками слегка угрожала молодой Советской Республике. Графиня ничего не делала, просто существовала на экране, но пионерам 70-х начала 80-х страшно было так, что всякие «Пятницы, 13» и «Крики» потом казались развлечениями в духе «Спокойной ночи, малыши». Все-таки любовь к Родине в сочетании со страхом за свою жизнь - смесь отчаянная. Конечно, «Птица» строилась не по законам молодежного триллера: появись она на пару десятков лет позже, уже после классических подростковых кошмаров, графиня подстерегала бы Советскую Республику по темным углам и отъедала бы у нее кусочки, по одному. А кусочки бы при этом подростково вопили.

По законам жанра, в молодежных триллерах изначально существует некоторое количество подростков, объединенных общей тайной, и темная сила, которая их по одному уничтожает. Сила может быть какой угодно: хоть Фредди Крюгером, хоть маньяком-убийцей, хоть любой городской легендой. И тайна может быть какой угодно: подростки сбили человека на шоссе, или пьют-курят-матерятся, или видят одни и те же кошмары, или просто умеют бояться.

Писатель и переводчик Павел Санаев снял фильм «Последний уикэнд», позиционирующийся как «первый отечественный молодежный триллер». Молодежный триллер - значит, подростки умрут; отечественный - значит, в фильме будет графиня.

Друзья Кирилл и Мишка собираются поехать в Америку учиться, поездку им проплачивает Мишкин дядя, авторитет Бешеный. Но за день до отъезда Кирилл и Мишка решают потусоваться со своими знакомыми - дембелем Глебом, девушкой Катей и ее братом Антоном. Они по мере сил развлекаются в свой прощальный уикэнд, пока Мишка не тонет на стройке в какой-то яме. Остальные совершают преступление, которое называется "неоказание помощи пострадавшему" (вот и общая тайна), а темная сила, которая гонит их в огонь, - страх перед Бешеным. Пытаясь избавиться от трупа так, чтобы Бешеный ничего не узнал и не попенял им за смерть племянника, подростки по глупости погибают один за другим. Все это преподносится живенько, с пожаром, фильмом в переводе Гоблина и романтическим рэпом. В финале выясняется, что надо идти правильным путем, а неправильными путями ходить не надо.

Герои "Последнего уикэнда" послушно отрабатывают все киноштампы, до которых могут дотянуться, а вокруг них колосится попса - доморощенные мафиози, как в милицейских телесериалах, и полуромантические сцены, как предварительные ласки в питерской порнухе. Невозможно поверить ни в один сюжетный поворот, ни в одного персонажа, ни в одну реплику. А потом кино заканчивается - и тут вдруг Санаев одним сюжетным ходом оправдывает все просчеты фильма. Получается, что это не он придумал весь этот пионерский пластик, не он виноват в сюжетных натяжках, а его милый, набитый киноцитатами, насмотревшийся "Ментов" герой. А "Последний уикэнд", стало быть, не просто так молодежный триллер, а метатриллер - история о том, что приходит в голову подростка, когда он начинает придумывать собственный фильм. В реальности, надо думать, этот день окажется для героя скучным и предсказуемым: соберет вещи, нажрется и заснет.

Ну да, уже не очень модно заставлять героя по обкурке или в предсмертной мути проживать лишний кусок жизни; неважно, одним киношным штампом больше, одним меньше. Проблема только одна: стиль не выдержан. Никакой. Для честного молодежного триллера здесь слишком много сюжетных натяжек и идиотизма. А для фильма о том, какая каша варится в голове современного подростка, совершенно не годится ни визуальный ряд а-ля перестроечный нуар, ни патологическая серьезность, как в последней строфе басни. Хотя такая трактовка действительно списывает все грехи. Персонажи разговаривают так, как будто их переводят с английского, - ну а как еще им разговаривать, если герой смотрит американские фильмы? Невозможно утонуть в строительной луже? Ну допустим, но ведь и утонуть в собственной кровати, как в какой-то из "Пятниц, 13", тоже невозможно. С какого бодуна на главную роль взят мальчик, похожий на молодого Хабенского? Ну просто герой перед тем, как придумать этот фильм, посмотрел "Ночной дозор" и теперь считает, что все герои должны выглядеть примерно так.

Но все равно все время кажется, что подростки произносят совсем не подростковый текст, а унылую фигню, придуманную кем-то взрослым. А значит, и привиделся весь этот фильм не тинейджеру, а человеку постарше. Самому Павлу Санаеву. Он успел и постперестроечные фильмы впитать, и попереводить с английского тряпочные копии американских боевиков, и много раз обломаться, повернув не туда на очередной стрелке. Ну а зачем тогда подростками прикрываться?

А вот за что можно Санаева поблагодарить (кроме очень внушительных сборов без массированной рекламной атаки), так это за попытку совместить молодежный триллер с отечественным способом уйти от ответственности: напридумывать таких ужасов, что любая реальность покажется приемлемой. Причем напридумывать на пустом месте, не загрузившись предварительно никакими веществами. Ну и за графиню, конечно. Санаев удачно нарушил один из законов жанра: в стандартных американских триллерах главный плохиш чаще всего получает искреннее удовольствие от своей нехитрой работы; местный же Фредди Крюгер-Куценко, как та графиня, не имеет ни малейшего представления о собственной роли во всем этом вареве.

24.11.2005
Ксения Рождественская

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера