Сергей Доренко, коммунист и бывший телевизионный заклинатель, сочинил роман под названием «2008». Разумеется, на самую ходовую тему - о политике, о Путине, о смене власти к указанной дате. Мнимой документальностью своей текст этот превосходит даже привычки видного политического романиста Проханова – у того известные лица фигурируют хотя бы под очевидными псевдонимами, здесь же все герои со своими фамилиями: Путин, Сечин, Козак, Патрушев, Сурков, Березовский, etc. Иными словами, не роман, а дворцовая хроника, записки из жизни Администрации Президента накануне роковых событий.
Рецензировать произведение Доренко с точки зрения дежурной литературной критики как-то глупо – очевидно, что этот текст писался в целях скорее полит-мифологических, нежели эстетических, претендовал скорее на внимание следящего за жизнью Кремля сообщества, нежели жюри Букеровской премии или постоянных читателей русской прозы. При этом написан роман «2008» пусть и не писателем, а «деятелем», но – куда лучше, тоньше, интереснее, чем того можно было ожидать. Доренко – все-таки совсем не Владимир Соловьев, не депутат Митрофанов, не Елена Трегубова (все эти лица теперь занимаются изящной словесностью), он по-своему талантливый, хотя и не открывающий ничего нового господин. Ну а книжка его – по сути, грамотное развитие сюжетов уже придуманных, смесь Пелевина с тем же Прохановым, где есть место и кремлевскому «анекдоту» в старинном смысле слова, и обязательному для такого рода сочинений магическому реализму с непременными китайско-даосскими метафорами, и милому тусовочному капустнику, по правилам которого Дугин разгуливает с Березовским по дорожкам лондонской усадьбы, Лимонов в финале захватывает Кремль, а заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владислав Шурыгин приступает к управлению Россией из кабинета Фрадкова. Не хватает в этом списке романных фигурантов только одного лица, которое, меж тем, в каком-то смысле и ответственно за роман «2008», лица, которому Доренко явно обязан всеми своими поворотами, смыслами, шутками и нюансами. А именно - в этой вещи почему-то не действует Станислав Белковский.
А ведь как раз с Белковским-то и связано то единственно важное, что остается в памяти из этого романа – прочность и сила мифологии Путина, которую Доренко вовсе не создал сам, но только творчески развил, пользуясь памфлетами своего бывшего телевизионного сценариста (и еще – передовицами все того же Проханова, будем честны). Дело в том, что Белковский в последние годы развернул перед своими читателями ту самую картину личности президента, которая теперь успешно перекочевала в роман новоявленного литератора. Согласно данной версии, Путин – мелкий и корыстный чиновник, вопреки мнению либералов, вовсе не стремящийся «патриотически закрепостить» Россию, но лишь мечтающий сначала о полноценном состоянии «нормального олигарха», а затем – о том, как состояние это вывезти и легализовать на Западе. Все, что препятствует окончательному превращению Путина в Абрамовича-2, будь то любая оппозиция, русская история, «великодержавность», величие государственных замыслов, честность или здравый смысл, безжалостно преследуется и искореняется поклоняющейся финансовой Матрице властью. Иными словами, Белковский сконструировал миф о Путине как о самом последовательном и циничном наследнике приватизации 90-х, как о ничтожном корыстолюбце, «правда» о котором одинаково далека как от официозной пропаганды телевидения, так и от истерики либеральных газет. Этот-то миф и популяризует Доренко, пару сотен страниц своего недлинного романа посвящающий именно обоснованию белковских тезисов, разжевыванию белковских метафор и отыгрыванию белковских шуток. Все совсем как в 1999 году, когда автор «2008», будучи телеведущим, так же прилежно следовал сценарию нынешнего политолога, тогда писавшего ему дикие истории про Лужкова и Примакова. Только теперь это оружие в сильно уменьшенном масштабе (все-таки роман, а не программа на ОРТ) обращено против своего прежнего владельца.
В данном случае не так уж важно, насколько мифологическое произведение бывшего лужковоборца и вдохновившего его консультанта имеет отношение к реальности. Проблема в другом: образ Путина, придуманный Белковским, аранжированный отчасти Прохановым и теперь тиражируемый Доренко, является единственным на данный момент историческим мифом о президенте РФ, который изложен обществу с минимальной литературно-эстетической убедительностью. Все конкурирующие художественные построения по разным причинам не состоялись – казенная пропаганда, по своему обыкновению, бездарна и уныла, вопли либералов о «новом Гитлере» вполне доказали за 6 лет свою риторическую неубедительность, пламенные взывания обнадеженных атомно-православных пророков в духе «О Путин, ты новый Сталин!» ощутимо глохнут ввиду их пошлейшей несоразмерности нынешнему русскому быту, и наконец, трезво-рассудительные соображения о «рациональном реформаторе, дающем России некогда упущенный столыпинский шанс» поначалу выглядели весьма представительно, но за последние пару лет сильно потеряли в цене – уж слишком много глупостей наделала власть с 2003 года. А вот концепция Белковского-Доренко-Проханова о «мелком чиновнике, желающем главным олигархом сделаться», на наших глазах идет в рост.
Истинный Путин, не герой романа «2008», а физическое лицо из Кремля, должно быть, слишком уж окружен потоками лести, чтобы здраво подумать о том образе, который он оставит на память о своем правлении. А ведь если и не ему самому, то уж ближайшим к нему заинтересованным лицам стоило бы критически оглядеться по сторонам и понять, что легенда о «цинизме и наживе, которые обьясняют все, абсолютно все» может так и остаться в качестве единственно утвержденной культурным сознанием «правды» – как уже остались в популярной истории аналогичные ей мифологии «безумного Павла», «безвольного Николая» или «пьяного Ельцина». Сомнительно, чтобы Путину захотелось остаться в истории таким, как изображает его в своем небездарном вовсе романе Сергей Доренко – а потому можно только пожелать президенту, чтобы среди непристойно серых подхалимов, поющих ныне ему славу нашелся бы певец пусть и не былинного масштаба, для чего даже и повода сейчас подходящего нет, но хотя бы сравнимый талантом с автором «2008»: так уж будет о чем говорить. А пока что ироническую хронику правления Путина, сочиненную первым его телепропагандистом, следует признать вполне успешным опытом.
|