Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Страх белого человека

Новый "Кинг-Конг"

Для воплощения главной мечты Питера Джексона понадобилось больше 200 млн. продюсерских долларов и около 30 режиссерских килограммов.

В прошлом тучный новозеландец не просто похудел, но практически переродился. Вместо добродушного увальня в бейсболке и необъятной ковбойке – порывистый господин в щегольском костюме и с лихорадочным блеском в глазах. Никакой специальной диеты – лишь волевой отказ от джанк-фуда и нечеловеческие нагрузки на работе. Оскароносный и полудержавный «Властелин колец» понадобился ему только для того, чтобы дотянуться до планки, которую когда-то установила судьба. После того как девятилетний Джексон увидел классического «Кинг-Конга» 1933 года, сомнений в выборе профессии у него не было. Горилла, изготовленная из маминой лисьей горжетки, небоскребы, нарисованные на простынях – об атрибутах своих первых кинематографических опытов режиссер говорит с неизменным удовольствием. Нахальный низкобюджетный трэш, которым он развлекался на рубеже восьмидесятых и девяностых, весь вышел из той горжетки. Для Джексона детство – это не просто серьезно. Ничего другого не существует. И поэтому его соматика так напоминает пубертатный период.

Когда ставка больше, чем жизнь, обязательно что-нибудь да срывается. Джексон все предусмотрел, все сделал так, что срываться было нечему. И тем не менее, в первую неделю американского проката фильм не взял и половины того, на что рассчитывали продюсеры. Скорее всего, заверения в том, что новый «Кинг-Конг» повторит судьбу долгоиграющего «Титаника» и просто доберет по совокупности, имеют под собой основания. Но сногсшибательного эффекта уже не получилось. Впервые после долгого перерыва американскому зрителю показали старую и предельно прозрачную метафору, от которой он уже успел отвыкнуть. Белые люди – агрессоры и колонизаторы, подчиняющие себе весь прочий мир, каким бы затерянным он ни был. Это, конечно, нехорошо, но таков закон жизни. Тем более, что дикари, обнаруженные съемочной группой и командой корабля «Серенити» на Острове Черепа, на лицо ужасные и внутри совсем недобрые. Звери – те, во-первых, красивые (у дизайнеров Weta Digital ltd такими выходят даже пауки), а во-вторых – склонности к садизму не обнаруживают. Скорее наоборот. А вот из людского контингента сделано подобие «Рассвета мертвецов» на безбрежном бюджете: искаженные или просто искалеченные лица, закатившиеся глаза, снятая с визионерской медлительностью короста на лице старейшины племени. Кто-то уже сравнил несчастных темнокожих с орками, что равно предсказуемо и справедливо. Что с такими еще делать? Пострелять, сколько достанет патронов в гангстерских автоматах времен сухого закона, забрать гориллу и линять. Кстати, на культе обезьяны, которой надо приносить жертвы, строится вся жизнь племени, так что перспективы последнего – самые плачевные.

Основной конфликт столь же щекотлив. Стараниями зверского племени блондинка в пеньюаре (Наоми Уоттс) должна делать выбор между не очень убедительным щепкой-сценаристом (Эдриан Броуди) и более чем убедительным самцом восьмиметрового роста (сильно увеличенный и видоизмененный Энди Серкис). В итоге она душевно прикипает к старине Конгу, который ради нее рвет пасть трем тираннозаврам, дарит романтический закат на скале и ничего взамен не требует, так как тому есть объективные препятствия. Все остальные белые – см. выше. Конг – наивный, простодушный и благородный черный брат, дядя Том, вызывающий примерно ту же нежность, что и «дядюшка Юп» – милый ручной орангутанг из увлекательного произведения Жюля Верна «Таинственный остров». Спасая вещи колонистов во время извержения вулкана на острове, Юп, конечно, погибает. Подобно ему, погибает и единственный темнокожий член экспедиции – старпом судна «Серенити», один из наиболее симпатичных героев. Наличествующий для комплекта китаец на фоне развертывающихся событий как-то теряется. Черные умирают, чтобы нам, белым, стало стыдно, ай-ай-ай. Кинг-Конг дал слабину, поддавшись чарам белой женщины, более того, повел себя с ней, как человек, выступив для остальных кривым морализаторским зеркалом, «благородным дикарем», с которым носились еще просветители XVIII века. Обезьянья шкура удобнее для создания эффекта остранения – куда как удобнее «настоящих» дикарей.

Быть может, Джексон ничего не имел в виду, а просто снимал аккуратный римейк старой картины, в которой царили иные ценности и действовали вполне конкретные типажи. Его кинематографический фанатизм достоин восхищения: добившись успеха, он заработал на свой каприз и реализовал его на таком уровне, что ему никакая массовая травма нипочем. Скрупулезно воссозданный в цифре Нью-Йорк 1930-х – пожалуй, лучшее, чего удалось добиться компьютерной графике в кино. По крайней мере, в том, что касается ощущения цельности и аутентичности. Город, уже ставший великим, но еще не ведающий никаких катаклизмов, пугающе и обреченно прекрасен. Кстати, для покорения вершин в римейке 1976 года пригодились башни WTC. При всем желании Джексон не может выкинуть слов из песни, и покорение Конгом небоскреба Empire State Building выглядит уже не только следствием трепетного отношения к оригиналу. «Властелину колец» было проще ввиду безопасной отвлеченности содержания. Уникальная техническая оснастка нового «Кинг-Конга» не помешала ему стать провокацией и возвратом к коллективным страхам белого человека. Хотя бы потому, что об их исчезновении возвестили слишком поспешно.

21.12.2005
Ян Левченко

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера