Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Старухи

"4" Ильи Хржановского - пеший экзотический тур

Историй всего - да, спасибо - четыре. Первая - о трансформациях. О том, что вот ты сейчас - человек, а потом станешь собакой, или вообще пушечным мясом. Или вот был хлебом, а стал куклой. Или был живым, а стал мертвым. Или, в конце концов, работаешь проституткой, а говоришь, что продаешь японский аппарат для производства счастья. Ложь - это тоже история о трансформациях. Встретились, к примеру, в глухое время ночи какие-то люди в баре. Один торгует мясом, а утверждает, что поставляет минеральную воду на президентский стол. Второй настраивает рояли и вообще Сергей Шнуров, а говорит, что занимается сверхсекретными разработками по клонированию, и что устойчивее всего клоны, состоящие из четырех человек. Третья только что с ночной работы, и врет именно что о японском аппарате. На следующий день проститутку срочно вызовут на похороны сестры. А героя Шнура заметут за преступление, которого он не совершал, а мясник будет сидеть за столом в огромной квартире посреди собачьих статуэток и слушать сумасшедшего отца. Реальность начнет распадаться, но распад этот окажется таким обыденным, что и заметишь не сразу. Трансформироваться, распадаться, превращаться в неживое может и человеческая жизнь, и сам человек, и, конечно, язык, и об этом лучше спросить Владимира Сорокина, специалиста по распаду языка. Он же - автор сценария фильма "4".

И поэтому вторая история - о собственном аде, у некоторых он называется родиной. Приехав на похороны сестры в богом забытую деревню, проститутка попадет в мир безмозглых старух, зарабатывающих на жизнь выпечкой и пережевыванием хлеба. Умершая сестра лепила из этого жеваного мякиша кукол, их продавали, тем и жили. А теперь в деревне из молодых остался только страшный мужичок, сделавший из своего носатого лица предсмертную маску и нацепивший ее на всех недоделанных кукол. А старухи зарезали поросенка, напились, начали раздеваться, мацать друг друга за сиськи и петь песни. А тот мясник из бара не захотел переехать собачку и сам сдох. А Шнура послали в Чечню. Вдумайся в эту басню, зритель, и тебе станет не по себе. Мало того, что люди в "Четырех" кажутся не совсем живыми, так еще и адские псы лезут из всех щелей картины, они воют, визжат, лают, как перед последней битвой, жрут хлебных кукол, бессмысленно пялятся позолоченными глазами, дворняжки Гекаты, Керберы, стерегущие не вход, но выход. Сестер-близняшек, кстати, было четыре - то ли ложь о клонах стала реальностью, то ли никакой лжи и не было.

Однако же третья история - об излишестве. Фильм отчетливо делится на две части: первая, камерная, почти театральная, следит за мелким личным адом каждого из троих героев. Вторая - за его разрастанием до ада глобального. В какой-то момент режиссеру, Илье Хржановскому, становится настолько интересна одна из рассказываемых историй, что на остальные он забивает и следит лишь за этими хармсовскими падающими старухами. Во время показа фильма на каннском кинорынке люди выходили с бесконечной сцены старушечьей оргии; выйдя, говорили: "Возможно, это будет очень хороший режиссер, если научится останавливаться вовремя". Картина получила главный приз прошлого Роттердама, ее взяли на несколько десятков международных фестивалей, а Хржановскому неохотно выдали на "Кинотавре" приз за режиссуру - хотя могли бы и по морде, настолько мэтрам и критикам не понравилась идея "Четырех", как они ее поняли. Сам режиссер уже привык к обвинениям в нелюбви к Родине, издевательстве над Родиной и особом цинизме, с которым он Родину подпаивает и снимает в голом виде. Привык он и к определениям "очень смело", "диагноз общества" и "идеологически неприемлемо" (так о фильме сказало жюри "Кинотавра"). Но если при нем заикнуться о том, что первая часть фильма слишком отличается от второй по стилистике, и вообще первая - лучше, Хржановский превращается в ядовитого монстра и объясняет, что вот ему интересно разговаривать с человеком, интересно, а потом вдруг становится неинтересно, потому что он все про этого человека понял. То есть, видимо, сначала ему были интересны все персонажи, а потом он отснял в этой деревне такой материал, что все остальное на этом фоне померкло. Старухи вспухли, увеличились в объеме, начали раздеваться и петь, и этот адец оказался для создателя картины удивительнее любых других, потому что про этих людей ему ничего не понятно. Вот почему фильм "4" настолько перекошен, вот почему режиссер никак не может разобраться со старухами, а остальных своих персонажей бросает почти сразу: для интеллигентного московского мальчика Хржановского деревенские старухи - экзотика, материал новый, неисчерпаемый, почти непознаваемый. А мясоторговец, или маниакальный аккуратист, или Леня Федоров, настраивающий рояль, или Алексей Хвостенко, рассуждающий о судьбе, или, наконец, интеллигент, становящийся пушечным мясом, - это нормальные городские персонажи, про них все понятно уже на пятой минуте разговора, они состоят из Фрейда, Маркса, местной версии нетленки и водки. С другой стороны, чем еще заниматься художнику, как не исследовать непознаваемое. А выдавать зрителю только итог исследования, а не весь процесс, Хржановский пока не умеет.

Потому что четвертая история... четвертая... ну...

А историй-то всего 3,1415. И здец.

29.12.2005
Ксения Рождественская

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера