Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Не перемешивать. Не взбалтывать

"Дневной дозор" Тимура Бекмамбетова - идеальная метафора похмелья

"Дневной дозор" порвал "Девятую роту", как и обещал, всего за несколько дней проката. Не потому, что какой-то фильм сделан лучше, а какой-то хуже. Не потому, что у Бондарчука-младшего тяга к клиповой яркости сочетается с памятью об эпических отцовских картинах, а у Бекмамбетова сознание рекламщика делит любой эпос на мелкие, удобоваримые  шестидесятисекундные эпосики. И не из-за агрессивного пиара, и не из-за того, что "Дозор" - сиквел, и мы послушались, когда в конце первого фильма нас попросили: "все на просмотЫр картины второй".

Бондарчуковская "Девятая рота" - голливудская одежка для довольно русской истории, красивая повесть о мальчиках, которые были живыми, а стали мертвыми. Все, что наворочено вокруг, - идеология, историческая правда и неправда, - все это меркнет перед голливудскими законами: должно быть красиво, должно быть зрелищно, должно брать за душу. "Рота" - это вот и есть честное воплощение всех этих законов. То есть дорогостоящее кино. А "Дневной дозор" - не кино ни разу.

"Дневной дозор" - продолжение "Ночного", рассказ о том, как разброд в личной жизни Антона Городецкого приводит к полной разрухе в его городе. Книжка Сергея Лукьяненко тут почти ни при чем, от нее остались имена, пара сюжетных линий и камео автора в фильме. Четырнадцать лет и один "Дозор" назад Антон обнаружил, что он Иной, и пошел работать в Ночной дозор, следить за тем, чтобы нечисть не нарушала никаких правил. И вот теперь город лежит в руинах, а Городецкого раздирает любовь к сыну - Темному Иному - и Светлане - будущей Великой Волшебнице. Ну и еще там по мелочи: кто-то кого-то убивает, вампир Костя любит ведьму Алису, Завулон собирает шабаш в гостинице "Космос", в Сумраке звенят комары, волшебницу Ольгу и Антона меняют телами, Тамерлан пытается забрать Мел Судьбы, граждане хотят лететь в Самарканд.

Еще раз: "Дневной дозор" - это не кино. Это превосходное не-кино, снятое на грани гениальности, остроумное, с такой вавилонской башней из спецэффектов, будто Бекмамбетов еще не наигрался в CGI-ное лего. Смешной продакт плейсмент - гораздо изящнее и веселее, чем в прямолинейном "Ночном дозоре", -  и актеры, которые не играют, а живут. Про Галину Тюнину даже говорить нет смысла: она не Ольга, она Антон. Жанна Фриске ездит по гостинице "Космос", как будто это ее работа. Алексей Чадов дымит глазами, заматеревший со времен "Войны" вампиреныш. Золотухин хватается за голову, как в свои лучшие времена. Хабенский тревожится. Весь фильм исчерпывается перечислениями. Никаких там ваших классических метафор, аллегорий с синекдохами, никаких сюрреалистических намеков, визуальных сопоставлений в духе "вот мы режем глазик, как облачко набегает на луну". Ни фига! Это мир без метафор, это тупой реальный мир. Если Жанна Фриске отрежет пальчик, Останкинская башня действительно рухнет на город. Если вглядеться в толчею у метро ВДНХ, станет видно, что на самом деле это просто пустота, в которой ноют комары. Если написать название блюда дня мелом на доске, это и будет твоя судьба на сегодняшний день. Всё.

"Дозор" - документальный фильм. Он рассказывает о том, чем в действительности занимаются Хабенский, Фриске, Владимир Меньшов, Артемий К. Троицкий и Сергей Шнуров, когда мы их не видим. То есть и когда мы их видим - тоже. Они делают примерно вот это: пьют, бегают, руководят, поют про "темные силы нас злобно гнетут" и вспоминают счастливое начало девяностых, когда еще можно было сказать "нет", но они не сказали. Когда они едут на работу, они всерьез сражаются с терминаторами-грузовиками, а под столами на светских тусовках и правда можно заметить козьи копытца. А Валерий Сергеевич Золотухин развешивает выстиранное белье, и в холодильнике у него - только то, что разрешено законом.

Мир "Ночного дозора", как мог, исследовал параллельную реальность, в которой жили простые советские маги. Лукьяненко вяло скрестил НИИЧАВО с рэдрик-шухартовой Зоной, зверюшки остались довольны, экранизация получилась слегка детская, но забавная. Как будто в "Ночном" создатели брели в потемках, еще не зная, что будет во второй части. Мир "Дневного дозора" оказался совсем другим.

Это мир, с помощью которого мы оправдываем все, что делаем. Смелые Штирлицы в чужом краю, мужики в женских телах, натуральные волшебницы. Мальчик, ревнующий папу к его любовнице, не заслуживает другого определения, кроме Великий Темный Иной. Возлюбленная героя не может не быть Светлой. Хорошие люди ходят в каких-то обносках и ездят хрен знает на чем, плохие - в коже и цацках катаются в красной машине. Добро и зло не дерутся, они заключают соглашение. Герой не пьян, его отравили. Восемь или девять больших кружек пива должны стоить сто рублей. Если жизнь моя кончена, пусть этот город катится в тартарары. Это все не я, это целиком и полностью операция Ночного дозора.

Это мир, в котором все очень просто. И не нападайте на продакт плейсмент, вы и сами автоматически можете отозваться на любой рекламный пароль. Зато вот уже много лет никто так не показывал Москву - нелепый полумертвый город, не имеющий никакого отношения к реальности, но самое прямое - к внутренней Москве многих из нас, к той Москве, которая, действительно, стала восприниматься такой - разрушенной и разудало веселой - примерно в начале девяностых.

Нет, ну, может быть, одна случайная метафора в фильме все-таки есть: удивительно точно передано состояние похмелья, когда Сумрак поглощает все вокруг, а на экране шевелится узнаваемая вязкая головная боль, в которой застряли телевизионные попугайчики. 1 января - идеальное время для премьеры похмелья.

"Ночной дозор" выходил летом, ночи были короткими, дозор - многообещающим. "Дневной" вышел, когда ночи только-только пошли на убыль. Но темнеет все равно рано и надолго. Сумрака на всех, даром, и пусть никто не уйдет без головной боли.

11.01.2006
Ксения Рождественская

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера