Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Изи райдер, или Что хочешь, то и гавкай

"Сириана": неужели кому-то заплатили за этот диалог?

Дело было в Калифорнии. Как-то в 2003 году мы с моей бывшей однокурсницей обсуждали за чашкой кофе в Стэнфорде новости. Моя собеседница - дама весьма прогрессивных убеждений и занятий: после Принстона она работала в общественных организациях, занимающихся т.н. community health – насколько я смог понять, это что-то вроде плакатов в школах латиноамериканских кварталов о вреде СПИДа. В политике она также держалась взглядов весьма прогрессивных и настойчиво убеждала меня посмотреть новый фильм Майкла Мура "911 по Фаренгейту". "Представляешь, - взахлеб рассказывала она, – оказывается, Буш! с саудитами! дела имел! а мы не знали!" "А ты пойдешь?” – спросила она меня, когда сюжет фильма был более-менее описан во всех деталях, а цензура, не желающая пускать его на экраны, осуждена. "Нет, - лениво ответил я, рассматривая на кинотеатре через улицу афишу жертвы цензуры, идущую множеством сеансов, в том числе в лучшее время, – не вижу смысла. Это для вас – новости, а мы-то все это еще давно из обычных газет знали". И видя, как изумилась моя подруга, иронически добавил: "Это у вас в США цензура и пропаганда, а у нас в России свобода слова, что хочешь, то и гавкай".     

Фильмы-стейтменты Голливуд производит достаточно регулярно. Вышло так, что практически одновременно с недавно вышедшей на экраны "Сирианой" я посмотрел "Беспечный ездок" Дениса Хоппера, снятый в 1969 году. В этом роуд-муви, собравшем призы Канн и еще десятка фестивалей, два байкера-наркокурьера (Питер Фонда и Денис Хоппер) едут по Америке, а приблудившийся к ним юрист-правозащитник (Джек Николсон) учит их, что они и есть истинные свободные американцы, а ненавидящие и боящиеся их обыватели-реднеки – не американцы, а так, рыночный планктон. В Америке этот фильм (чье название на тогдашнем слэнге означало еще и "халявщик" или "альфонс") произвел фурор: и запрещали его, и осуждали, и подражателей ему развелось тьма. Еще бы, такую кучу сюжетов, которые раньше общество старалось не замечать, авторы вытащили на свет Божий. А сейчас его смотреть просто скучно. Ни сюжета, ни действия. Герои без передыху шмалят дурь, делая перерывы лишь на ЛСД и виски, и гостят то на индейской ферме, то в хипповской коммуне, то в придорожном дайнере, то в борделе.

Но временами киноиндустрию пробивает на социальную ответственность, и выстреливает фильм, где художественности минимум, зато герои толкают речи. Как герой Джека Николсона, который рассуждает у костра под косячок про свободу и наследие Джефферсона. Какие еще фильмы-стейтменты можно вспомнить? "Козерог-один", про то, что правительство в заговоре против народа. "Уолл-стрит", про бесчеловечный мир капитала. Теперь вот "Сириана".

Речь на экране смотрится совсем не так, как речь в жизни. Сценарий "Беспечного ездока" вместе с Терри Саутерном писали сами Фонда и Хоппер, почему, возможно, речи и не напрягали. "Сириана" же местами вызывала к памяти мюзикл "Поющие под дождем", где на экране демонстрируют провальную мелодраму с деревянными персонажами, а из зала кричат: "Неужели кому-то заплатили за этот диалог?". Когда арабский шейх Назир аль-Субай (Александр Сиддиг) в середине фильма вдруг начинает вещать, как он хочет развивать демократию и права женщин, а американское правительство хочет, чтобы он вместо этого тратил по 50 тысяч за ночь в женевских отелях, только бы его страна оставалась отсталой и подконтрольной – "не верю"! Ну да, он начал с того, что учился в Оксфорде, но все равно – не верю. Когда юрист из Вашингтона (Тим Блейк Нельсон) читает в камеру лекцию: "Коррупция – это когда правительство лезет в экономику, так сам Милтон Фридман сказал, а он нобелевский лауреат!" – не верю, не верю, не верю. Мы с вами где – среди вашингтонских гешефтмахеров или на лекции в колледже, чтоб нам Фридмана цитировали? Ну не учат лоббисты Фридмана наизусть, не учат. Станиславского на авторов нет с его системой, но и Станиславский бы такой диалог не вытянул. Словом, могла б выйти славная карикатура, если б автор подпустил иронии – но он вместо этого напустил пафоса. И кому-то (да не кому-то, а сценаристу и режиссеру Стивену Гехену) заплатили за эти диалоги? Не верю – а приходится.

"Сириана" в целом сводится к тому, что в угоду нефтяным корпорациям правительство США устраивает тайные убийства, сдает своих агентов и вообще ведет себя нехорошо. Впрочем, в фильме все ведут себя нехорошо: "один там порядочный человек прокурор, да и тот, правду сказать, свинья" – роль прокурора играет разматывающий весь этот клубок вранья и насилия независимый аудитор Холлидэй (Джеффри Райт), политкорректно чернокожий. Все остальные хороши кто чем: оперативник ЦРУ Боб Барнес (Джордж Клуни) грозит убийством всей семьи своему недругу, главного героя экономиста Брайана Вудмана (Мэтт Дэмон) его жена Джулия (Аманда Пит) обвиняет в том, что он наживается на крови их сына. Хотя чем шейх, нанявший себе Вудмана в экономические советники, повинен в том, что на вечеринке в его доме сынишка Вудмана (Николас Арт) утонул в бассейне, я так и не понял.

Правда, понять четко из фильма что-то кроме того, что у всех рыльце в пуху, а нефть - наркотик хуже кокаина, почти невозможно. Стивен Гехен сделал до этого фильм "Траффик", где навертел несколько параллельных сюжетных линий. Видимо, ему понравилось – он и дорвался. В "Сириане", как я узнал, сюжетных линий исходно было еще больше, и фильм, снятый еще в 2004 году, перемонтировали, убив одну из линий вместе с персонажами, так как публика на предпросмотре жаловалась, что фильм вышел затянутый. Могли б и еще пару линий вырезать: сюжет бы прояснился слегка. Мне, например, стало ясно, что шейха убили именно из-за того, что Вудман посоветовал ему продавать нефть напрямую, а не через американцев, только ближе к финалу. Как вписывается в эту канитель юный пакистанский шахид Васим Ахмедхан (Мажар Мунир), я понял, только выйдя из кино. А точная роль персонажа Клуни для меня вообще темный лес. Может быть, его с шейхом Назиром в финале подорвали той самой ракетой, что он в начале фильма продал по заданию ЦРУ якобы террористам? Вроде б нет.

Зато из фильма совершенно ясно, что по замыслу сценариста, он же режиссер, всех волнуют только деньги. Деньги не волнуют только жену Вудмана, наверно потому, что у нее Правильные Идеи: она ест все вегетарианское и вообще убежденная антиглобалистка (ну и муж у нее и так высокооплачиваемый малый, из телевизора с нефтяными прогнозами не вылезает). А все остальные только о материальном и думают. Ярче всего это проявляется в сцене вербовки Васима, безработного чернорабочего с нефтетерминала, в ваххабитское медресе, где вербовщик мечтательно тянет "А в медресе каждый день баранина… я люблю баранину". И мулла (Омар Мустафа), который руководит юными шахидами, как козел баранами, куда убедительнее в сценах, где он играет с подопечными в футбол, попутно бросая одно-другое пропагандистское словцо, чем в финале, где он убеждает Васима принять решение идти на смерть обещанием "Мы обеспечим твою семью и выпишем сюда из кишлака твою мать". Еще одна речь. Нет, извините, могли б хотя б ради фильма придумать шахиду мотивацию посложнее, чем пустой желудок да пособие семье. Мажар Мунир зря мечтательно закатывает глазки, направляя свой брандер в нефтяной терминал. Не верю.

Но зато это стейтмент. Яркий идейный памятник нашей эпохи, того, что ее волновало. Тут и нефть, и коррупция в Вашингтоне, и исламский терроризм, и происки ЦРУ – словом, не кино, а газета. Как кинодокумент "Сириана" хороша. Не исключено, что и киноакадемики дадут ей "Оскар"-другой: романтическое очарование врагами истэблишмента голливудским кинематографистам присуще с давних пор. Американской аудитории фильм тоже приглянулся: выйти в одну неделю с "Нарнией" и взять столько же, сколько все остальные фильмы – это что-нибудь да значит. На внешних рынках прокат фильма реально помог отбить бюджет: всем интересно глянуть, как американцы сами себя разоблачают. Горячие проблемы помогли и кассу вытянуть, и "Золотой глобус" получить. Неплохо проехались беспечные ездоки от кинематографа по Ближнему Востоку.

Но если вы ходите в кино не пылать праведным гневом, а получить удовольствие от драматургии, игры актеров и операторской работы – лучше купите билет на другой фильм. Иначе примерно через час вы начнете вспоминать, что день большой, и есть чем еще заняться.

Нового ничего из "Сирианы" вы не узнаете. Думается, и для Америки он не стал откровением. Демократическое общество может впадать в ловушку самоцензуры не хуже, чем авторитарное – в ловушку цензуры. Желание всегда "выслушать все стороны" приводит к тому, что газеты отрываются от реальной жизни. В 1950-е хитчхайкеров было брать безопасно, в 1960-е вся Америка знала, что шанс нарваться на наркомана в поисках дозы, который, сев в машину, наставит на тебя нож и хорошо если оставит в живых, весьма велик. Но пресса об этом помалкивала. Понадобился "Беспечный ездок", чтоб показать автостопщика, которого берут только герои-разгильдяи, и то неохотно, и мотели, которые захлопывают двери перед носом  патлатых постояльцев. Но это – 1960-е. А сейчас про то, что нефть – наркотик, от которого надо отвыкать, уже и Буш говорит с высокой трибуны.

Нет, все-таки плохо, когда фильм делается с целью погавкать о наболевшем, а про его художественную ценность забывают. Жизнь может опередить премьеру. Даже в Америке то, о чем повествует "Сириана", не новость. А для нас и подавно. У нас-то каждый может гавкать, о чем хочет, и все секреты становятся известными всем сразу, как в деревне. Кто в газете гавкает, кто на ТВ, кто в Интернете. В Живом Журнале, скажем. Или на Глобалрусе.

06.03.2006
Юрий Аммосов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера