Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Т+П=АРХЕТИП

Ахим Фрайер поставил «Волшебную флейту»

Среди воспоминаний о счастливом школьном детстве есть заветная надпись мелом на заборе, вроде: Т+П=Л. По-умному, это зовется архетип, но суть не в имени, а в значении, доступном всякому. Каждый, кто видел эти ритуальные закорюки, знает, что они вечны, как белый свет. Прошло детство, рухнул режим с его заборами, сменилась власть, Т и П выросли и сделались успешными людьми, а буквы остались, символизируя гармонию мира.

Фокус в том, что формула счастья материализовалась сегодня благодаря Ахиму Фрайеру, который дебютировал в России постановкой «Волшебной флейты» в «Новой Опере». Для нас это огромное событие: Фрайер, немецкий художник и режиссер, – патриарх мирового театра; мастер такого калибра впервые выпускает на нашей сцене свою оригинальную продукцию. Второй фокус состоит в том, что, представляя державу интеллектуального театра, Фрайер сделал очень простой спектакль, содержание которого укладывается в ту самую формулу, которую герой Тамино выводит прямо на декорациях. В этом жесте – вся суть. Фрайер утверждает, что его спектакль о любви, что перед любовью и искусством всякая власть -- ничто. И почему-то это высказывание в устах 72-летнего седого и симпатичного человека выглядят не бредом, а вполне себе правильной мыслью. Оно так естественно, что вся наша действительность с ее прагматизмом кажется не более чем смутным призраком, обитающим где-то за кулисами этого волшебного мира.

«Волшебная флейта» в «Новой Опере» -- именно волшебный спектакль, который анализировать так же бессмысленно, как балаган, цирк или игру в куклы, и в этом – еще один фокус: игра в куклы длится около трех часов и проходит не в домашних условиях, а публично и сопровождается музыкой, которую принято считать едва ли не философской вершиной искусства звуков. Последняя опера Моцарта, поставленная в предместье Вены в сентябре 1791-го за несколько месяцев до смерти автора (в декабре) на текст театрального фокусника Эмануэля Шиканедера – притча о мире с его полюсами – светом и мраком, мужским и женским, ненавистью и любовью, глупостью и мудростью, верхом и низом. Юные герои преодолевают испытания и обретают любовь, каждый свою: одни – земную (Папагено и Папагена), другие – небесную (Тамино и Памина). Взрослым (Зарастро и Царица ночи)) – отдых на пенсии в соответствии с заслугами.

В финале спектакля Фрайера все взрослые погибают. Старый мир с его негативом исчезает, как по волшебству, в одно мгновение, а его атрибуты – серп (Царица ночи) и молот (Зарастро), соединившись в знакомом для нас пересечении, бессмысленно повисают где-то между небом и землей: знак остался, значение исчезло. Молодые уплывают к новой земле, их символы вечны, и они согревают душу: Т+П – это любовь, флейта и колокольчики – это искусство.

Однако московская «Волшебная флейта» -- не только про архетипы. Это еще и спектакль-ностальгия, действие которого происходит в России, увиденной глазами нашего человека. Здесь оживает уже подзабытое прошлое: вожди с официальными речами и аплодисментами, парады с лимузинами, часовые с ружьями, бюсты вождей в красных уголках, мирный труд с метлой и малярным валиком, посвященный созданию большой красной звезды, без которой, как без компаса, – никуда. Однако кто бы мог предположить, что весь этот сюрреалистический бред запросто превращается в балаган, на который смотришь не снизу в страхе и ужасе, а сверху с улыбкой и свободой. Уродливые станционные скульптуры вождей, выкрашенные серебряной краской, или пожарники в синих робах, валенках и касках, или неприветливый охранник с деревянным ружьем, отбирающий у Тамино паспорт, – все эти символы режима одним жестом чародея, взмахнувшего палочкой, превратились в мифологию, на основе которой можно с успехом проводить агитацию в детском саду. Смотрите, дети: вот эта огромная кукла с жуткими черными усами и страшным молотом, обозначенная в программке Зарастро – такая могучая наша власть, а та тетя в звездах с серпом на голове, выставившая свою тяжелую ногу в красной туфле (Царица ночи) – это такие вот ужасные соблазны, а двое дурацких увальней в фуражках с барабаном и трубой (жрецы) – это такие правильные воспитатели подрастающих кадров (Тамино и Папагено). Прелесть в том, что монстры превращены в большие игрушки и засунуты в маленький ящик, жизнь в котором доступна чужому глазу благодаря отсутствию одной стенки. Ящик выкрашен белой (I д.) и черной (2 д.) краской. На трех стенках нарисованы дверцы, над ними надписи (Разум, Мудрость, Природа), выполненные шрифтами, какими пользовались русские футуристы, вроде Крученых, создающего «Победу над солнцем» -- три моцартовских храма, куда пытается проникнуть Тамино в поисках Памины, оказались обителями отечественного авангарда, питавшегося искусством примитива. Жизнь в таком кукольном доме словно маленький советский рай: сплошь красота и регламент, все на своем месте, порядок расписан – дверца в стенке отворилась, кукла въехала, сыграла роль по сценарию, помахала рукой и удалилась. Сама она двигаться не может – у нее нет воли и тело непослушное – большое и ватное, движения неуклюжие, руки деревянные, ноги на платформах. Вот, собственно, и весь сказ: был могучий режим – да сплыл, превратился в балаган, было мировое зло, да съежилось до ящика с игрушками, было эстетическое уродство – стало симпатичной дымковской статуэткой. Взявшись за сложное и умное, Фрайер двинулся в обратную сторону. Он не стал утяжелять и драматизировать, а напротив, сделал все простым, элементарным, несерьезным.

Актер в этом маленьком театре, словно живое лицо в нарисованном на картоне пейзаже, какие использовали провинциальные фотографы в старину, подобен мотору, который приводит картинку в движение. Механическая кукла, двигающая руками и ногами, он вставлен в трафарет: грим, прическа и костюм сообщают о персонаже все еще до того, как он открыл рот. Жесты тоже поставлены: ария-экспозиция – руки в стороны, мольба – руки тянутся к объекту, мечта – руки устремлены вверх к висящей на ниточках флейте с крылышками стрекозы. Вроде, движений наперечет и никакого произвола, композиция симметрична, фигуры расставлены по линейке -- а вместе с тем совсем не скучно, просто не оторваться. Отчего-то ко всем этим существам сразу, с первых аккордов увертюры возникает абсолютное доверие: контакт мгновенный и правильный, подготовки не требуется.

Главное. Оно заключается в том, что в России появился Ахим Фрайер и сотворил театральное чудо. Оно не нуждается в адаптации к местным обычаям – древнее искусство игры понятно любому. Здесь показывают, как устроен мир, но так, что никто не чувствует себя отстающим. Игра не обращена к интеллекту и не требует знания языка: какая разница, русский (на нем идут диалоги) или немецкий (на нем поют арии) – здесь говорят на языке тела и маски, а это доступно и ребенку. Если серьезно, такой театр – недосягаемое совершенство. Но совершенство не холодит, оставляя зрителя за бортом – в этом мире уютно и тепло. Ну а кто же будет спорить с тем, что власти приходят и уходят, а Т+П остаются? Это и так понятно. В разгар юбилейного моцартовского официоза такой глоток человечности – самое то.

13.03.2006
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера