Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Никаких вам квот

Поддерживать отечественное кино нет никакой возможности

Принятие законов о поддержке родного кинематографа – известная патриотическая мера, знакомая не только откровенно нелиберальным государствам вроде Белоруссии, но и наипрогрессивнейшей Франции. Действительно, бессмысленные голливудские комедии и нравоучительные истории об очередном агенте ФБР в Лос-Анджелесе давят всемирный прокат таким катком, что защититься от них можно только «особыми мерами». Однако Россия – и в этом смысле исключение, а проблема кинопатернализма здесь – совсем не то, что дежурный антиамериканизм в Париже. Так, депутаты российской Государственной Думы совсем недавно отклонили в первом чтении законопроект о введении квот на показ российских фильмов. Авторы закона (разумеется, депутаты от ЛДПР во главе с непременным Митрофановым) предлагали обязать прокатчиков осуществлять публичный показ национальных художественных фильмов на уровне не менее чем 40 процентов от числа всех демонстрируемых в данном зале картин в течение года. Но депутаты не поддержали сего патриотического начинания - в частности, член комитета ГД по культуре кинорежиссер Станислав Говорухин, высказываясь по поводу законопроекта, заявил, что «на сегодняшний день российское кино гораздо безнравственнее зарубежного», и потому «вряд ли целесообразно вообще ставить вопрос о необходимости какого бы то ни было квотирования фильмов».




Славная история: в кои-то веки можно всецело поддержать мнение г-на Говорухина, вообще-то отнюдь не блестящего мыслителя. Руководствуясь даже самыми отчаянными патриотическими соображениями, ограждать русское кино от голливудской конкуренции все равно никак не получается. Просто потому, что такое – защищать, извините, нельзя.




Ибо деятельность нескольких ныне существующих в России кинофабрик (и особенно той, что работает под началом Константина Эрнста) вызывает только одну реакцию – физиологическую. Хочется не то что спорить, критиковать, ругаться – а исключительно зажать рот и выбежать из кинозала. Ошалело взирая на очередной «блокбастер» с какими-то «Завулонами», «Гессерами» и непременной рекламой канала ОРТ, поначалу не понимаешь: да как эти деятели вообще осмеливаются демонстрировать свою самодеятельность? Добро бы дело ограничивалось только чудовищными телесериалами, в которых нехорошие, нерусские Мандельштам и Пастернак избивают Сереженьку нашего Есенина – в конце концов, телевидение жанр по определению пошловатый, и ждать от него кудрявых достижений может разве что критик Ирина Петровская. Но в случае с «большим кинематографом» сочетание оглушительной бездарности и напроломной наглости все-таки удивляет. А еще больше удивляют неглупые, вроде бы, люди, способные всерьез обсуждать любую тошниловку, отправленную кем-то на экран. Ночные и дневные «Дозоры», «Сволочи», «Бумеры», «Гарпастумы», «Личные номера», «Роты», «Статские советники»… простите, но кем нужно быть, чтобы верить, что все это – и есть кино?




И кстати: есть ли смысл как-либо законодательно радеть за этих фильмоделов, коль скоро за них уже заботливо, отечески порадели? Ведь русское кино – это прежде всего кино сынков. Не по возрасту жирные, сверх всякой меры мажорные, с чистыми, не омраченными интеллектом лицами сынки бесконечно получают бюджеты, студии, продюсерскую благосклонность – ведь их великие папы и в самом деле кое-что сделали, так зачем же пускать в бизнес чужих? Результатом же подобной внутрицеховой гармонии является не только абсолютный эстетический ноль, но и полное отсутствие в современном русском кино нынешней России – ведь отечество наше сильно отличается от навязанного нам сынками виртуального кино-государства, состоящего из Тверской улицы и фильмов Тарантино. И это неудивительно: происходящее вокруг сынков не интересует, они ведь – та же «Рублевка», лишь рангом поменьше. А уж когда эта публика начинает, скрипя шарнирами, выдавать на гора «русскую историю» или, хуже того, «патриотизм» - получается совсем скверно. Чемодан с долларами и кокаин – в этом, по крайней мере, Иванов-Петров-Сидоров-младший действительно смыслит, «знает тему», так и не трогал бы загребущими мягкими лапками Россию 1914 года или афганскую войну.




Ну а если вспомнить излюбленную Говорухиным и Ко тему «нравственности»? Безусловно, древний патриотический тезис о растлевающем влиянии Запада давно устарел. В современной реальности Россия безусловно состоялась в качестве всемирного средоточия цинизма – и если жанровое голливудское кино только тем и занимается, что «учит добру», то русские коммерческие кинообразы поражают своим откровенным ломброзианством. Казалось бы, сколько есть проверенных десятилетиями балаганных номеров, отрабатывай их хоть до скончания века – один «честный полицейский, решивший восстановить справедливость» чего стоит. Но ведь нужно же найти для этого хотя бы одну благородную физиономию! Вместо этого русские жанровые картины, а заодно с ними и сериалы, поражают засильем жутких кривых рож, каких-то уголовных вырожденцев, блатных личностей, которые даже в дурном бреду не могут быть актерами, и тем более – положительными героями. «Клык развел Бешеного на кэш, но Тесак и Кирпич сели в джип и поехали в ФСБ за правдой» - на дворе, казалось бы, уже не девяностые, но русский «Голливуд» по-прежнему таков. Так и зачем поддерживать, охранять думскими квотами подобную бормотуху? Пусть уж лучше русский народ посмотрит очередную комедию Спилберга, пропагандирующую интернационализм, гуманизм и солидарность политкорректных трудящихся.




Когда же мы зададимся вопросом о том, сделал ли кто-то в России за последние пятнадцать лет образцовое массовое, голливудское кино, такое, чтобы не стыдно было перед акулами любви и доброты – ответ будет вполне однозначным. Такое кино снял все тот же Говорухин, и называется оно «Ворошиловский стрелок». Там все на своих местах: по-американски выверенный сюжет, настоящая, далекая от симбиоза гламура и уголовников Россия, безупречно избранный образ врага, убедительный положительный герой, непременная мораль и хорошая девочка. Нетрудно заметить простейший парадокс – на фоне легиона бессмысленных, безнадежных подражателей заграничного масскульта почтенным ремеслом владеет один лишь патриот и поборник нравственности Говорухин. А потому, покуда кинематограф сынков пребывает в самодовольном своем убожестве, а дворовые барина Эрнста осваивают все новые и новые бюджеты – квотировать такое кино, что называется, «Богородица не велит», будь мы хоть тысячу раз сторонники культурного патернализма.




Что сами наснимали – то пусть сами и смотрят.




31.03.2006
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера