Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Хроники Харона

"Бумер. Фильм второй": еще раз о дураках и дорогах

Если смотреть второго "Бумера", не вспоминая о первом, вообще не зная о его существовании, то кино кажется не то что неинтересным, а бессмысленным каким-то. Ну, мужик в тюрьме сидит, потом выходит с чужими документами, бывший друг ему дарит одежду и машину, и едет этот, отсидевший, к сестре своего тюремного знакомого, письмо ей отдавать от погибшего брата, дальше спойлеры. Девка, Дашка, оказывается мелкой мошенницей с великой мечтой заработать кучу денег и отправиться в Гоа, дальше опять спойлеры. По обочинам дороги все время что-то горит, разные люди ведут необязательные, среднеинтеллектуальные разговоры а ля новая искренность, а над всем этим периодически поет Шнуров, сладкоголосая ворона здешней безнадеги. Сначала мужик спасает девку, потом делает ей плохо, потом она ему делает плохо, потом он умирает, потом опять оживает, дальше совсем уж спойлеры, в общем, все умерли. Фильм затянут, нелогичен, разве что снят красиво: к примеру, кадр с автобусной остановкой почти вендерсовский, прости господи.

В том и сила режиссера Петра Буслова, что не знать о существовании первого "Бумера" невозможно. Поэтому второй - так же хорош, как и первый, а может, и лучше, потому что сквозь него все время проглядывает то культовое кино про четверых дурачков, поехавших по дороге, да и сгинувших. И поэтому кажется, что "Фильм второй" снят на уже однажды отснятую пленку, пусть в нем и все выглядит совсем иначе, чем в первом, все принципиально и подчеркнуто не так: герои ездят на другой модели "бумера", если кто-нибудь бежит, то не "откуда", а "куда", а если кто на кого пытается наехать, то не потому, что так заведено, а ради великой мечты. В крайнем случае, по заказу. Все намерения поменяли знак. А то, что в первом "Бумере" было одним из действующих лиц - пейзажи, живая адская сила дороги и всего того, что копошится на обочине, - во втором уходит на задний план и сливается со стенами кинотеатра.

Но остается в подкорке зрителя. Буслов всячески подчеркивает, что снял не продолжение, а другое кино. Но "фильм второй" - не в том смысле второй, что главные герои - черный автомобиль и русская грязь - остались в живых, и не в том, что зрители могут "узнать дальнейшую судьбу полюбившимся им персонажей". Тем более, что сам сюжетный ход с выжившим Котом - скорее сериальный, чем киношный. Это второй фильм, потому что без первого его не существует. Машина едет не по дороге, а по тому месиву, которое там было раньше. Парни, обступающие машину, не потому опасны, что мы живем в России и знаем, как оно бывает, а потому, что мы смотрели первый "Бумер" и знаем, как оно бывает. Шнуров поет не потому, что у него это хорошо получается, а потому что все телефоны со времен первого "Бумера" играют одну и ту же мелодию. Как будто Буслов сначала создал мир, а теперь на месте мира возводит картонные декорации, возводит и поджигает, а они красиво горят, и сквозь дым проглядывает предыдущая, почти реальная жизнь. Нет, речь не о том, что первый был хорош, а второй нет: просто первый был, а второго нет.

Может быть, поэтому "Бумер. Фильм второй", вместо того, чтобы вызывать ассоциации с историями про "Бригаду", про ментов или про любовь, вываливает на беспорядочно начитанных зрителей призраки давно умерших мифов, кому какие нравятся. Мифология лезет из всех щелей фильма - тем вернее, чем понятнее становится, что авторы ничего такого в виду не имели. Если искать соответствие паре "Бумер" и "Бумер. Фильм второй", то в голову приходят даже не "Брат" с "Братом-2", и уж никак не парочка "Терминаторов". Скорее, "Одиссея" с "Илиадой", именно в такой последовательности. История о том, как чавкающее пространство засосало и развоплотило четверых вынужденных Одиссеев, - прорвавшихся сквозь ментовские сирены, ушедших от пожилой Калипсо, обманувших ожидания местных циклопов, - сменилась историей о девке, из-за которой все порушилось. Или, если хотите, фильм-второй - история мертвеца-Орфея, спустившегося из своего посмертного мира обратно в наш условный, населенный мелкими демонами ад, за бабой, и ведь он почти вывел ее куда хотел, но в конце возьми да обернись. Или вообще история о надеждах, оставленных всяким сюда входящим. А если не найти таких подпорок, то фильм развалится. Искать несообразности и провалы сюжета нет смысла: их больше, чем самого сюжета. Вычленять главную идею нет смысла: мы и раньше знали, что никого не жалко, и что все герои могут умереть, но дух их, воплощенный в черную машину, будет вечно носиться над страною. Нет, не так: все герои должны умереть, потому что пересказ любого хорошего фильма должен заканчиваться словами: "в общем, все умерли".

В прокате "Фильму второму" прочили 30 миллионов сборов, а к концу марта он едва подошел к 12. Неважно. На моторе от бумера может поехать любая из последующих бусловских машин, и можно сделать еще как минимум один фильм, о том, как, умерев в "Фильме втором", Кот оживет в третьем, и кто-нибудь, для разнообразия, продаст ему черный "Бумер" какой-нибудь совершенно новой модели. А можно сделать еще как минимум два "Бумера": о посмертных мытарствах Киллы и Рамы. А можно сделать еще сотню "Бумеров": обо всех дураках и дорогах, отходящих от Москвы. Главное - чтобы грязь оставалась того же цвета, что и машина. В общем, кто не умер, мы не виноваты.

13.04.2006
Ксения Рождественская

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера