Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Из Моцарта нам что-нибудь

«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки

Концертное исполнение опер Моцарта – вряд ли тот самый случай, что активизирует внимание обычного потребителя искусства. Даже в юбилейный год, когда огромное наследие зальцбургского шалопая все готовы поглощать в режиме нон-стоп. Даже в России, где, в отличие от Запада, оперный Моцарт – чрезвычайный гость. Даже в Москве, внезапно перенасыщенной его музыкой – за сезон столичная публика стала свидетелем как минимум пяти приступов освоения оперного наследия гения: «Волшебная флейта» в Большом театре, Новой Опере и Уфимском театре оперы и балета, показавшем свою постановку на «Золотой маске»; «Милосердие Тита» в Концертном зале им. Чайковского силами Геликон-оперы и «Так поступают все женщины» в Музыкальном театре им. Станиславского. Что могут добавить к этому списку «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в концертном виде? Да еще в скромном формате –  Камерном зале на 500 мест? Причем, в исполнении молодых нестоличных коллективов, которые на музыкальном рынке не то что не брэнды, а просто вообще ничего не значат – ансамблем «Musica Aeterna Ensemble» и хором «The New Siberian Singers» из Новосибирска. Тем более что играют они  в традициях исторического исполнительства, с которым у узкого круга посвященных связано имя дирижера Теодора Курентзиса. Словом, от затеи в Доме музыки исходил явный антидемократичный настрой, усиленный тем, что историческое исполнительство в России никому, кроме сумасшедших, не интересно.

Однако этот элитарный проект, вписанный в «Открытый фестиваль Моцарта», неожиданно опроверг многие ожидания. В первую очередь то, что историческое исполнительство у нас никому не нужно. Напротив, переполненный зал говорил о том, что сочетание Моцарт – Курентзис, достойное другого формата, оказывается, вполне себе брэнд, создающий самые высокие ожидания, которые в течение обоих вечеров оправдывались шаг за шагом: почти каждый номер (обе оперы Моцарта написаны в номерной структуре) вызывал неформальные аплодисменты, которые в финале завершились овацией, говорящей о том, что на поле классической музыки случилось что-то исключительное: театральные версии Моцарта такого  воодушевления не вызывали.

Второе опровержение касалось российского отношения к аутентизму. Пока это направление не материализовалось в наших широтах, было совершенно бессмысленно агитировать в его пользу, объясняя, что так, дескать, правильней играть музыку, написанную до начала 19-го века. На Западе историческому исполнительству примерно полвека, и он давно не является экзотическим андерграундом, которым втайне балуются музыкальные меньшинства, - это нормальная отрасль культурной индустрии, представленная концертами, фестивалями и огромным рынком записей. На Западе на этом поле никому ничего доказывать не нужно: не только профильные фестивали, но и большие оперные дома, ориентированные на мейнстрим, стараются соблюдать санитарные нормы, когда берутся за музыку, написанную в доромантическую эпоху: на Моцарта – исполнители, инструментарий и манера должны быть специальные. Что совсем не блажь, а уважение к музыке, которая создана по иным законам, и желание увидеть оригинал в максимально подлинном виде. Чтобы понять, как  это важно, достаточно сравнить записи, сделанные в прошлом и настоящем: между эпохой, представленной Фуртвенглером или Караяном, и современностью, представленной Арнонкуром,  Кристи и Минковски, - огромная разница, очевидная не только специалисту.

Наконец, самое важное опровержение касалось образа исторического исполнительства в России. Пока мы не познакомились с живыми примерами, требовались немалые усилия, чтобы развеять у широкого слушателя предубеждение, что аутентизм – нечто скучное и специальное, главное – требующее подготовки слушателей. Как только у нас начали появиляться достойные образцы (например,  прекрасный коллектив из Норвегии Bergen Barokk, выступивший на прошедшем впервые фестивале старинной музыки «Антиквариум»), стало ясно, что препятствий между старым репертуаром, старой манерой и современным слушателем по сути нет. Как раз наоборот: историческое исполнительство и  обеспечивает то качество звучания, которое старую и часто неизвестную музыку превращает из пыльного музейного экспоната в живую материю.

Собственно, музыка 18-го века в руках Курентзиса и его сибирских коллективов таковой и оказалась: более внятного звучания  Моцарта в России слышать не приходилось. Два вечера изменили российскую музыкальную картину: аутентизм из туманного андерграунда стал признанным культурным брэндом. Несмотря на то, что проект разовый и малоформатный, он стал успешной презентацией нового оперного стиля, который убедителен не только в художественном смысле, но и перспективен с точки зрения рынка. И если все сложится правильно, то историческое исполнительство в опере может стать у нас вполне востребованным рыночным продуктом.

Потому что аутентизм  - это музыка с человеческим лицом. Не только особая манера игры, но и особый способ коммуникации, отличающейся повышенной проводимостью и чувствительностью, что для потребителя искусства обладает высшей ценностью. В историческом исполнительстве нет той невидимой стены, которая разделяет сцену и зал в классической концертной культуре, доставшейся нам в наследство от 19-го века, когда исполнитель – звезда, артист, обладающий даром и  возвышающийся над толпой. В доромантической манере игры исполнитель - лишь медиум между музыкой и слушателем. Он не выделяется из толпы талантом и сверхвозможностями. Он не гений, а такой же, как все, только обучен ремеслу, очень любит его и свое дело знает досконально. Музыку он воспринимает не общим потоком, ему важны подробности фактуры: звук, украшение, пауза - всякая деталь. Главного и неглавного нет, поэтому музыку не поют – в пении звуки сливаются в одну линию, которая идет в кульминации, означающей счастье, а проговаривают –  подробно, внятно, неспешно – даже, если темп стремительный – стало быть, каждый миг -- счастливый. Здесь открывается речевая природа  музыки, и потому важным становится все – и крошечное соло Барбарины о потерянной булавке (4 д. «Свадьбы Фигаро»), и танцевальные реплики виолончели перед арией Фигаро (1 д.); и арии, и ансамбли, и речитативы – что secco (сухой) под клавир, что accompagnato (аккомпанированный) под оркестр. Обычно публика речитативы не слушает, используя их как отдых между ариями; здесь же – сосредоточенно внимает, как певцы общаются  между собой и с дирижером, превращая однообразное инструментальное кружево в живой и ясный язык. Поэтому и рождается особый контакт слушателя с текстом: внятность интонирования снимает проблему подготовки и понимания - перевода не требуется, чтобы оказаться внутри истории и эмоции.

Кроме того, историческое исполнительство одаривает слушателя совершенной бесценной вещью--  свободой, которая в традиционной концертной культуре с ее регламентом недосягаема. Здесь не принято насиловать инструменты, искусственно продлевая жизнь звука (на скрипках играют без вибрато), а у солиста с любыми данными хватает такта не давить на зал силой и массой. Используются только природные возможности инструмента и голоса, а стресс или агрессия, характерные для более поздней музыки, исключены. Как и депрессивность --  следствие чрезмерного погружения в собственные проблемы. Старая манера игры, для которой свойственна исключительно приподнятая интонация, без слов учит другому – вслушиваться в окружающий мир и воспринимать его таким, какой он есть, а не через призму собственных эмоций. Вот и мы сегодня, входя в заново воссозданный старый мир, покорно  перестраиваемся, и хоть на какое-то время перестаем быть эгоистами, начиная воспринимать себя частью вселенной. Тем более, что в этом мире, оказывается есть то, что вписывает наше краткое земное существование в вечный круговорот угасания - возрождения: естественный звук улетает в тишину навсегда, но тут же возвращается обратно в виде обертона.

Становится не так страшно. Жизнь больше смерти.

По заказу фонда "Прагматика культуры"

07.07.2006
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера