Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Жизнь в Венеции

Художественная биеннале напоминает оперу «Садко»

О том, что такое град Веденец знает каждый – «Город каменный, городам всем мать». Сегодня этот город прекрасный, город счастливый представляет из себя скорее поселок городского типа (50 тыс. чел.), население коего неутомимо варит кофе и готовит пасту миллионным ордам туристов. И трудно понять, зачем такому месту, битком набитому ослепительными шедеврами, потребовалось еще и современное искусство, то есть биеннале (http://www.labiennale.org). Штука в том, что это очень старая институция – открылась сто десять лет назад. Эпоха тотального туризма в те славные времена еще не наступила, по кривым тихим улочкам бродили британские старые девы, да шумели оксфордцы с кембриджцами. И венецианские власти решили придумать аттракцион, то есть придать старым камням чуть больше атрактивности и современности. Затея вполне удалась – первую биеннале посетило чуть ли четверть миллиона человек. Цифра для маленького городка просто немыслимая.

Но расцвет венецианской биеннале пришелся на тридцатые годы, когда выставка стала любимым детищем большого почвенника Муссолини, который строил идеальное национальное государство. Поэтому основой биеннале стали национальные павильоны, предназначенные для демонстрации художественных достижений в области изобразительного искусства. Важно отметить, что один из старейших павильонов – российский, выстроенный академиком архитектуры Алексеем Щусевым в 1914 году. Причем в национальном стиле. Примат национально-государственной идеи приводил к почти неразрешимым ситуациям – в свое время Бенито Муссолини восхитился советским классиком Александром Дейнекой, назвал его истинным римлянином. Но звездой фашистского искусства соцреалист не стал по понятным причинам.

Сегодня, как известно, наступила окончательная и бесповоротная победа неоглобализма, национальные государства тихо вянут, апологеты нового интернационализма толкуют о бессмысленности государственного представительства. Новые биеннале, расплодившиеся по всему миру, базируются на абстрактных затеях, которые на новом международном суржике именуются «проектами» и представляют собой немыслимый географический и культурный микст. Мы все это видели на 1-й Московской биеннале где индус, русский, итальянка и мексиканец говорили на одном и том же языке. И, в сущности, об одном и том же.

В таком контексте Венецианская биеннале и в самом деле выглядит глубокой архаикой и напоминает оперу «Садко», где каждый «гость», соответственно экипированный, выступает со своей собственной арией. То есть демонстрирует свою национальную идентичность в своих, купеческих целях. Так что коммодизация идентичности – вещь предельно архаическая, но и такая конструкция имеет в этом глобализованном мире свои основания.

Кроме транснациональной культурной бюрократии существует еще и национальная. Как нетрудно догадаться, это все одна шайка-лейка, различается только источник финансирования. В бюджетах большинства приличных государств заложены весьма приличные суммы на репрезентацию местной культуры на международной сцене. И Венеция осталась едва ли не единственным местом, где возможно использовать эти, весьма солидные бюджеты на хорошее и полезное дело – проталкивание «своих» художников. Дело почти бессмысленное – все равно мировая художественная закулиса обладает правом окончательного расставления точек над i. Но игра есть игра – точно такая же возня происходит и на Венецианском кинофестивале, просто там и труба повыше и дым погуще. Но самый артхаузный кинофестиваль базируется на незыблемом фундаменте кинопроката, в области изобразительного искусства все немного иначе. Рынок бесплатных денег (государственные субсидии, различные фонды) здесь вполне соизмерим с теми денежными потоками, которые проходят через собственно художественный рынок. Поэтому художник, который завис на галерейном уровне, чаще всего имеет очень мало шансов пробиться на самый верх, то есть достичь такого статуса, что его картины когда-нибудь будут продавать на «Сотби» и «Кристи». Едва ли не единственный возможный путь – попасть в кругооборот, который поддерживает международная художественная бюрократия, которая осваивает очень серьезные деньги на мероприятиях, подобных Венецианской биеннале. А потом уж будут и богатые галереи, хорошие продажи, рейтинги и смокинги.

Люди, которые хорошо знают биеннальскую кухню, рассказывают о бесконечных склоках и плохо скрытых скандалах, которые окружают и почти все павильоны, и всю биеннале в целом. Таков способ функционирования всякой бюрократии – только в разных местах он проявляется по-разному. Все девяностые русские держали пальму первенства по части скандалиозности. Хотя, на самом деле, все было просто: наш павильон занимал тот, кто приходил со своим бюджетом. Самая курьезная история – когда новую Россию представлял Илья Кабаков - художник, безусловно, великий, но тогда категорически отказывавшийся вступить на свою родину. Теперь, наконец, нашим собственным кульбюрократам удалось выбить достойное финансирование. То есть, можно сказать, что в нас, наконец, зарождается класс новых художественных чиновников совершенно международного уровня. В этом году им хватило ума позвать едва ли не единственных в наших палестинах людей, которые обладают серьезными менеджерскими талантами. Это оказались две энергичные леди. Во первых - Любовь Сапрыкина, основательница нижегородского ГЦСИ (Государственного центра современного искусства), которая сделала этот волжский город настоящей столицей актуальной культуры. Ее сокуратор – Ольга Лопухова, которая была куратором «Арт-Клязьмы», выводила в чистое поле сотни отмороженных мастеров искусств. И все крутилось, вертелось, работало, мигало. И никто не свалился в воду.

И действительно радикальное нововведение, которое протащили эти прагматические артменеджеры – они отказались от неких глобальных концепций, которые сначала выдумываются, а затем уже под них подгоняется художественная действительность. Наверное, это веяние времени – кураторами всей биеннале в целом являются две столь же практичных и прагматичных испанки - Роза Мартинес и Марта де Коррал. Они уж точно умеют и любят работать с конкретным художественным материалом и сторонятся загибонских «концепций». К слову сказать, Роза Мартинес входила в кураторскую команду 1-й московской биеннале. Именно в наших далеких холодных местах и был впервые осуществлен принцип «биеннале без дискурса и концепции», по определению одной немецкой газеты – Discurs Frei Zone. Так что можно испытывать совершенно определенную гордость за то, что именно в Москве и был отработан столь важный поворот к чистой прагматике от застарелой идеи искусства как иллюстрации абстрактных теоретических постулатов.

Выбор, который сделали эти мужественные дамы пока что оценить довольно трудно, хотя на словах все выглядит в высшей степени занимательно. Московская группа Escape и нижегородская ProvMyza обещают массу модной интерактивности и жутко актуальной эстетики соучастия (http://labiennale.ru/). И те, и другие – ребята очень чуткие, ловят тенденции просто на лету. Но штука в том, что такая стратегия в своей основе глубоко порочна и провинциальна – всякий художник должен сам себе эти тенденции изобретать, а не следовать некой заранее прочувствованной «моде». Пока что можно сказать, что русский проект весьма точно заточен под биеннальный формат – слишком больших, «русских» проблем не затрагивает, зато представляет собой вполне занимательное шоу, которое позволяет выделиться в общей немыслимой давке. Но пока все в целом не увидишь, точно сказать ничего невозможно. Вся прелесть биеннале – в широком контексте и масштабности спроса и предложения. Величины успеха тут почти неизмеримые – шведский профессор скажет мексиканскому галерейщику на очередной тусовке: «А русские в этому году очень неплохо выглядят…». А нью-йоркский куратор скажет «Наверное, так оно и есть», но подумает про себя, что русские в очередной раз перестарались. Но определить формальные параметры, как на Евровидении практически невозможно. Изобразительное искусство – штука до крайности элитарная, все реальные процессы запрятаны куда-то далеко и глубоко.

12.06.2005
Андрей Ковалев

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера