Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Время Рихтера

Новый конкурс для зрелых пианистов

В Москве прошел Первый Международный конкурс пианистов имени Святослава Рихтера. На международном исполнительском рынке он занял нишу не то чтобы не освоенную, но прочно забытую воротилами конкурсного бизнеса: вместо вундеркиндов с обязательными программами на рихтеровском - представили свободные программы те, "кому за 23".

Первый и главный вопрос, с которым пришлось столкнуться в связи с конкурсом Рихтера, – а кому он (конкурс) нужен? И впрямь, кому, если у Москвы есть один, -  но какой! - конкурс-раритет (чуть не написала инвалид) имени Чайковского, которому с 1958-го власти поют "Многая лета". И есть еще один или все-таки полтора конкурса - имени Скрябина плюс его младший братик - конкурс имени Рахманинова. Рахманиновский теперь уже вроде не жилец, но и скрябиновскому тяжеловато приходится. Так вот, формально, конкурс Рихтера нужен, хотя бы потому, что это первый конкурс в России, названный не композиторским, а исполнительским именем.

Страна с менталитетом "Россия - Родина моя" при жизни так же публично хулит современных композиторов, как после их смерти щедро разбрасывает имена хулимых в заголовки международных, региональных, республиканских, областных и городских конкурсов. Составляя биографии участников рихтеровского конкурса, я с удивлением сознавала гражданскую принадлежность территории, где происходят (некоторые потом перестают происходить) конкурсы имени  Балакирева, Глинки, Рахманинова (юношеский), Рахманинова (международный), еще один Рахманинова (впрочем, выездной в Америку, да и его уже нет), Скрябина, Чайковского (само собой). Есть даже "юношеский конкурс на лучшее исполнение  произведения русского композитора" (не современного, а далекого классика, конечно, же). При этом в России нет ни одного конкурса, скажем, имени Давида Ойстраха или Леонида Когана… Ну хорошо, не о скрипачах речь. Возьмем дореволюционных мэтров фортепиано вроде Николая или Антона Рубинштейнов.  Их имен тоже нет в названиях конкурсов. Хотя, может оттого, что "рубинштейновский" бренд раскручен конкурсом в Тель-Авиве. Речь, правда, не об Антоне с Николаем, а об Артуре Рубинштейне, тоже к России некоторое отношение имевшем. Так что конкурс имени Святослава Рихтера у нас в своем роде первый. Пока (закроем уже тему конкурсного имени) не понять, хорошо это или плохо. В "Дневниках" Рихтер писал: "Вот так всегда – в Москве проблемы от того что ты немец, а за границей – от того, что русский".

Теперь серьезно. Рихтеровский конкурс впервые за многие годы возвратил в поле зрения не то чтобы совсем не рабочий, но как-то обойденный вниманием международного конкурсного менеджмента пианистический контингент. В конкурсе участвуют люди, достигшие 23-летнего возраста и старше. Верхняя граница возраста не оговаривается, хотя, возможно, и зря.  Дело в том, что большинство международных конкурсов "продают" неизвестность. Ставка на новизну имен большинства мировых конкурсантов, понятна своим удобством для дальнейшей раскрутки,  все-таки это поле деятельности огромного звена менеджеров-рекламщиков (должны они хоть за что-то получать свои деньги!). Но что в итоге дал миру и музыке такой подход? Горе и слезы. Разве мы любим Михаила Плетнева за то, что он когда-то выиграл конкурс имени Чайковского? И так ли уж правы мы, когда-то вынужденные полюбить политическое событие под названием Ван Клиберн?  Пианист-то из несостоявшихся. Возможно и третье, это уже вне всяких конкурсов, как Женя Кисин, - ореол гения и ангажемент порядка 156 концертов в год. Нормальна ли его жизнь с учетом передвижений по миру и необходимости наращивать репертуар, то есть расти музыкантски? Разумеется, нет. Впрочем, Кисин – печальная крайность вундеркиндского изоляционизма.

Гораздо чаще конкурсную победу пианиста, кому еще не стукнуло 28 лет, и для кого еще не закрылись премиальные кормушки, лоббируют по схеме: пройдет мальчик в лауреаты, поднимет рейтинг своему лауреатскому педагогу, подпишет краткосрочный контракт с рекординговой фирмой, а потом сдуется. Сам станет педагогом, сам будет протаскивать в лауреаты своего ученика, поднимать свою международную педагогическую ставку и так далее.

Налицо самовоспроизводящийся цепной процесс карьерных фаз, вокруг которого, как ни крути, вращается большая часть пианистического мира, от мира музыки давно ушедшая в зону политических интересов педагого-учениковских группировок, вынужденных вести дипломатию с себе подобными. И эта тарифная тривиальность эпохи глобализации не оставляет места фортепианному искусству. Снят и вопрос о национальных школах, от которого все еще гордо не отступается конкурс имени Чайковского, весьма по-своему интерпретирующий пушкинское "ужель один недвижим будет он".

Рихтеровский конкурс как раз и возник, чтобы, с одной стороны, ощутив адекватность своему времени, оживить его художественным духом, несвойственным конкурсному мейнстриму. По словам Якова Быстрицкого, отца-основателя Тель-Авивского конкурса им. Артура Рубинштейна и многолетнего художественного директора шопеновского конкурса в Варшаве: "Это замечательно, что конкурс Рихтера дал конфронтировать зрелым музыкантам друг с дружкой, что очень обогащает и их, и слушателей". И правда обогащает. Ведь каждый из 31 участника отыграл часовую программу, составленную на свой страх и риск со стереотипным или уникальным ощущением авторских и стилистических взаимовлияний.

Детям не дано быть свободными в выборе интонации, лучшее что они могут – подражать взрослым. Но когда взрослый пианист вроде 44-летнего профессора Академии Листа Балаша Соколаи из сонат Гайдна и Скарлатти выводит родословную зрелого Шопена, а из позднего Листа –  находки Равеля и Дебюсси, впору хвататься за голову от неукрощенной свободы его музыкальных движений. Пусть не прошел во второй тур. Зато приоткрыл то, чего никакими премиями не окупишь. И по сумме таких же информативно-подробных, умных и современных решений конкурс Рихтера превзошел даже смелые ожидания. Кроме венгра Соколаи невероятное качество подхода к фортепиано и фортепианности как разновидности культурной лексики показали японка франкфуртской выучки Нами Эджири, 58-летний русско-французский пианист и педагог Вадим Сахаров, осевший в Берлине японец Кенсей Ямагути,   несуетный петербуржец Петр Лаул,  музейного лоска Эльдар Небольсин, чуткий и технологичный кореец Фан-Чанг Йи. Двое из названных стали лауреатами.

Что готов предложить им конкурс имени Рихтера? Солидные денежные премии (побогаче, чем на конкурсе имени Чайковского). Контракт с российским отделением рекордингового концерна Universal Music. В недалекой перспективе – концертные ангажементы по российским филармоническим городам (сейчас оговаривается маршрут).

В более отдаленной – выступления на европейских площадках, аналогичных используемым ангажементами топовых евроконкурсов уровня брюссельского Королевы Елизаветы, швейцарского имени Гезы Анды. Но одними только материальными поощрениями неверно было бы завлекать "зрелый" пианизм в Москву. Дело в том, что главным магнитом конкурса оказалось имя Рихтера. Им утешаются те, кто остались без премий. А кто премии получил, с этим именем соотносят свое искусство, а может и свою жизнь в искусстве.

Имя Рихтера, превращенное когда-то им самим в "мировую легенду", благодаря конкурсу заработало как часть культурной мифологемы современной Москвы. Разумеется, не в смысле  мавзолейного "жил, жив, будет жить", а в смысле улыбчивого внимания (от глагола "внимать") жизни изнутри усвоенного (даже присвоенного Рихтером) пространства мировой культуры. То, от чего Рихтер зависел, даже в мелочах культурно по гамбургскому счету. Он зависел от Прокофьева, узнанного на улице и тут же квалифицируемого: "явление". Он зависел от московского вида, открывающегося с 16 этажа его квартиры на Бронной, полученной, когда Рихтеру было 58 лет и тут же превращенной им в приют самых немосковских в Москве Рождеств, Пасх и карнавалов. Он зависел от чувства детства, глубоко и по-настоящему открывающегося только взрослым, зрелым людям, потому и уходил в музыку, словно в нирвану какой-то всем нам необходимой идеальности. И этот рихтеровская составляющая Москвы, уже было забытая, вдруг ожила, как механизм старых английских часов. Почини, подкрути – все только спасибо скажут. Даже зрелые пианисты.

05.07.2005
Елена Черемных

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера