Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Выход из изоляции

Русский оперный театр созрел для перемен

Летняя пауза, возникшая в театральном пространстве России меж двух сезонов, побуждает не столько к традиционной сортировке событий (удачи, провалы, топ-списки), сколько к попытке понять их смысл: для чего и кому все это, собственно говоря, нужно?  Экзистенциальный вопрос  возникает не с потолка. Как жанр музыки опера, пусть это и  грустно признать, исчерпана (все оперы уже написаны, а новые сочинения умирают сразу после родов), зато как жанр театра она переживает едва ли не лучшую пору своей 400-летней истории. Количество театров, фестивалей, рабочих рук и выпускаемой продукции таково, что оперный процесс сегодня представляет отлаженную индустрию по производству товара массового спроса. Осталось уточнить, где: там,  на Западе. Преимущественно в Центральной Европе, более всего – в немецкоязычном пространстве.

Иное дело – Россия. Здесь оперный театр – не конвейерное, а ручное производство, выпускающее  штучный товар, с трудом сбываемый на рынке. Здесь всего мало, и все на вес золота, в том числе и потребитель. Зато в запасе одно большое преимущество: важная осанка. При советской власти опера -  статусное искусство, помпезная витрина режима. Ее центральная икона – «Борис Годунов» Большого театра – насаждала идею национальной гордости великороссов с года своего явления в мир (1948) аж до наших дней. Образ оперы как госдоктрины треснул в 1991-м, с того момента, когда Мариинский театр, оторвавшись от материнского подола России, стал мыслить себя  частью  мирового культурного пространства и резко повысил производительность труда (количество премьер, приглашение западных постановщиков, интерес западных  инвесторов). Минувшие 15 лет российский оперный театр мучительно расставался с прежним статусом; теряя свою провинциальную напыщенность и домовитость. Чтобы   понять, куда он держит путь, примерим западную модель к нашей реальности.

Чем выше статус, тем круче подход

Самые статусные оперные компании Запада сегодня идут на самые рискованные эксперименты. Зальцбург эпохи Жерара Мортье (1992-2001) превратился в  перформанс авангардного искусства, где опера из музыкальной услады стала интеллектуальным упражнением и выставкой современного дизайна. В Мюнхене при Питере Джонасе (с 1992) опера оказалась платформой поп-культуры и с помощью средств масс-медиа успешно внедряется в повседневную среду. Даже в чинном Байройте нынче творится нечто невообразимое по отношению к культу Вагнера: к нему допущены простецы с чистой памятью и словно с другой планеты.

В России если риск и возможен, то только не на главных сценах. Чем  выше статус дома, тем сильнее желание консервации оперы – искусства идеологически надежного и  художественно не провокативного. Мариинский театр  ничего принципиального, кроме спектаклей Дмитрия Чернякова («Китеж» в 2001-м, «Жизнь за царя» в 2004-м, «Тристан» в 2005-м) не родил. Показанные в минувшем сезоне в Москве «Война и мир» на Пасхальном фестивале и «Кольцо нибелунга» как современный театр рассматривать даже неловко.

В отличие от хаотично развивающейся Мариинки, Большой взял спокойный реформаторский курс: ставка на проверенные средства. Четыре премьеры сезона («Леди Макбет Мценского уезда», «Дети Розенталя», «Фальстаф» и «Мадам Баттерфлай»)  – это либо известные, давно состоявшиеся драматические режиссеры (Роберт Стуруа в «Леди Макбет», Эймунтас Някрошюс в «Детях Розенталя»), либо проверенные временем спектакли мировых знаменитостей («Фальстаф» Джорждо Стрелера, 1980, «Мадам Баттерфлай» Роберта Уилсона, 1993). В своем статусе национального достояния Большой не рискует, предпочитая быть музеем застывших форм. И очень жаль: покупка готового продукта – идеология без будущего.

Имена

Селекция – важная составная оперной индустрии Запада. Все театры, и главные в том числе, ориентированы на маститых авангардистов (Питер Селларс, прописанный при Мортье в Зальцбурге, Дэвид Олден – фаворит Мюнхена), но постоянно в активном поиске: требуются новые имена, пусть это даже чревато радикальными следствиями. Так на главных оперных сценах Европы появляются Мартин Кушей, Кристоф Лой, Клаус Гут, Штефан Херхайм и др. и быстро набирают обороты. Крайние формы вызывают шок, как «Парсифаль» Кристофа Шлингензифа в Байройте.  Но здесь важен сам факт: 86-летний интендант феста Вольфганг Вагнер доверил дело молодому акционисту и не снял спектакль: несмотря на скандальный имидж, «Парсифаль идет второй год.

У нас, если судить по афише двух главных театров, в последнее время появился только один российский постановщик -- Дмитрий Черняков (кроме спектаклей в Питере, «Похождения повесы» в Москве). Трудно сказать, хорошо ли чувствует себя в статусе мессии нового театра 35-летний режиссер и сценограф, но выходит, что по  соотношению гениев и площадей земли Россия в пролете по сравнению с Германией-Австрией-Швейцарией. Там что ни город – то театр, что ни театр – то режиссерский талант.

О чем думает худрук

Поиском талантов на Западе занимается интендант (худрук). Формируя стратегию своего дома, он составляет репертуар и подбирает фигуры для его выполнения. Джонас в Мюнхене коллекционирует ироничных германских интеллектуалов (Петер Конвичный, Петер Муссбах и др.) и склонных к эпатажу  британцев (Данкен, Ультц, Макдональд и др.), благодаря его интуиции Мюнхен открыл собственную золотую жилу – барокко, на которое подсела степенная баварская публика.

В России интендант в европейском значении (креативный лидер, освобожденный от обязанностей работать на другой ставке) не существует. Худрук, если таковой есть, работает, как правило, по совместительству главным дирижером, и ему не до экзистенциальных задач. Лидер Мариинки одержим одной яркой идеей – идеей мирового господства. Планетарная экспансия вызывает восхищение и начисто вытесняет основной вопрос бытия: какова стратегия развития питерского дома и имеется ли она вообще (речь не о репертуаре, а о модели театра)? Превратится ли давно существующий в мировом контексте театр в истинно европейский организм, или он предпочтет статус варвара, взявшего Европу напором? Будет ли Мариинский театр отлаженной западной машиной, взращивающей таланты и планомерно обновляющей образ оперы, или останется хаотично разрастающимися джунглями ? Однако задавать подобные вопросы главному дирижеру планеты как-то даже неловко.

Руководство Большого, которого процесс глобализации не затронул, корректно предлагает к публичному обсуждению две темы: миссия (тема главного дирижера) и реконструкция (директор). Мистицизм первой (что за миссия такая?) уравновешивает практицизм второй (здесь все конкретно: астрономические суммы). Понять, зачем нужна миссия, невозможно, даже если зайти на сайт Большого, зато с реконструкцией все ясно, стоит только взглянуть на проект  нового здания: государство в государстве. Большой в будущем находится еще дальше от европейского образа оперы  как демократичного и  открытого дома.

Главный вопрос

Пункт, к которому устремлено все, формулируется просто: чем осознает себя оперный театр в России? Местом для удовлетворения амбиций руководителей? Музеем исторического костюма? Неполноценным театром, где лучше закрывать глаза, а иногда и уши? Или все-таки есть надежда на западный вариант: современный театр, современное искусство, возможность говорить на языке своего времени и быть интересным разной публике?

Сегодня, когда Россия  зависла между прошлым и будущим (старая осанка утрачена, новая хватка не появилась) очевидно: наша опера – вещь в себе, самодовольное искусство на изолированной и охраняемой территории. Однако в минувшем сезоне произошли события, дающие надежду на то, что опера преодолеет свой аутизм и может стать интересна как явление театра и даже как факт общественной жизни.

Самый шумное – «Дети Розенталя» в Большом: такого внимания  общества к опере не было никогда, и это единственное оправдание постановки, чей художественный результат равен нулю. Самым громким событием стала «Аида» в Кремлевском Дворце, на которую пришло 6000 человек. Несмотря на технические накладки и изначальную непригодность этого официального неуютного здания в качестве  театральной площадки, спектакль Новосибирского театра оперы и балета (режиссер и сценограф  Дмитрий Черняков, дирижер Теодор Курентзис) оставил яркий след и принес важные выводы: опера оказалась массовым продуктом и одновременно полноценным театром, которому можно сопереживать по существу, без скидок на ритуальность жанра. Наконец, самым принципиальным фактом сезона стала постановка «Тристана и Изольды» в Мариинском театре, где действие течет словно в драматическом спектакле высшего пилотажа, а певцы (Лариса Гоголевская -- Изольда, Сергей Лядов – Тристан, Андрей Спехов -- Курвенал), освободившиеся от оперной закомплексованности, раскрылись как актеры качественного психологического кинематографа.

Сегодня на оперной карте Европы есть два имени, чей постановочный стиль можно назвать эталоном современного мышления в опере, образцом новой, документальной правды – это работающие в паре Йосси Вилер и Серджо Морабито, регулярно ставящие в Штутгартской опере. В начале сентября они (плюс сценограф Анна Фиброк) выпускают «Норму» Беллини в московском театре «Новая Опере», что почти невероятно: впервые в России оперу ставят не знаменитости, с которыми уже давно все ясно, а известные у нас узкому кругу реальные европейские новаторы, чьи работы – точка отсчета современного театра. Так вот: «Тристан» Дмитрия Чернякова в Мариинке – наш ответ прогрессивному Западу, так преуспевшему в  создании современного имиджа оперы. Этот спектакль не стыдно предъявить миру как знак  нового российского понимания оперы – лучшей, наиболее тонкой, живой и сложной части современного театра.

16.08.2005
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера