


Множащиеся процессы (а также попытки процессов) «нравственного содержания» уже замучили современную Россию. Среди нас живет немало граждан, всерьез обеспокоенных состоянием общественной морали – и, ввиду полнейшей невозможности раз и навсегда запретить гражданам этим возмущаться одним-единственным, например, президентским указом, нам приходится то и дело терпеть потрясающие своей нелепостью судебные дела и просто общественные разборки. В некоторых случаях, как то было с оперой «Дети Розенталя», история быстро приобретает карикатурный размах, и «ответственные лица» торопливо заминают случившийся конфуз. Что же до более маргинальных инцидентов подобного рода – вступаться бывает некому, и защитники нравственности лютуют с присущим им медвежьим упорством. На сей раз в их лапах оказался литератор Баян Ширянов.
Сегодня суд удовлетворил ходатайство государственного обвинителя о возобновлении следствия по делу писателя Кирилла Воробьева, написавшего роман "Срединный пилотаж" под «наркотическим» псевдонимом Баян Ширянов. Воробьеву, однако, инкриминируют не «пропаганду наркомании», но - распространение порнографии. Суд назначил по ширяновскому делу дополнительную экспертизу. На проведении экспертизы этой, уже далеко не первой по счету, настаивало суровое, как обычно, гособвинение. За последние несколько лет пресловутую книгу "Срединный пилотаж" проверяли, по крайней мере, пять экспертных советов, но их выводы не совпадали. Теперь гособвинитель обратился к суду с просьбой устранить возникшие противоречия. Для этого в суд будут вызваны эксперты Института русского языка имени Виноградова и федерального центра судебной экспертизы при Минюсте. Ближайшее заседание суда по делу Кирилла Воробьева назначено на 24 августа. На нем должен дать показания эксперт Института русского языка Анатолий Баранов, известный также по делу Филиппа Киркорова.
Меж тем, специалисты из федерального центра судебной экспертизы выступали перед судом 15 августа с заявлением, что роман "Срединный пилотаж" порнографическим не является. В отличие от них, специалисты Института русского языка, проводившие собственную экспертизу в 2004 году, сочли порнографическими два эпизода из книги. Защитник Кирилла Воробьева опасается, что процесс вновь затянется, поскольку показаний экспертов федерального центра пришлось ждать четыре месяца. Изучать «непристойности» - дело увлекательное и может длиться бесконечно долго. Стоит напомнить, что началось оно в сентябре 2002 года после того, как представители ныне уже почившей в мире организации "Идущие вместе", ободренные первыми успехами в борьбе с другим литератором-«порнографом» и «калоедом» - Владимиром Сорокиным, подали в милицию заявление, в котором обвинили Ширянова в распространении порнографии. Недовольство "Идущих" вызвал "Срединный пилотаж" (издательство "Зебра Е", 2002 год) - второй роман из серии ширяновских "пилотажей" (в 2001 году издательство "Ad marginem" выпустило первый, соответственно - "низший"). Книгу о жизни наркомана приобрел один активист «Идущих вместе». Роман ему, как выяснилось, не понравился. Он счел его «чистейшей порнографией» и самым «добросовестным» образом обратился в прокуратуру. Сам же Ширянов своей вины не признал и не признает до сих пор.
Романы г-на Ширянова вполне ничтожны. Это заурядная «маргинально-наркотическая» словесность, сочиненная, в сущности, в подражание аналогичным американским текстам шестидесятых годов. И это даже не самое удачное подражание. Тем не менее, очевидно, что преследовать автора «пилотажей» - абсурдно. Дело по его поводу началось, в сущности, случайно – по всей видимости, нужно было подкрепить преследования Сорокина некоей общей «тенденцией», каковую тенденцию тут же на скорую руку и изобрели, взяв первый попавшийся текст «сомнительной» тематики. Дальше дело начало увязать, а затем и «Идущие вместе» исчезли безвозвратно, зато «государственное обвинение» исполнилось достаточного пафоса само по себе – и начало развивать тему порнографии и аморализма в формате самоиграющей шарманки, которая никогда, похоже, не остановится. Потому что не слишком понятно, что такое порнография в принципе.
Еще менее понятно, что такое порнография в словесном творчестве, как определить ее сколько-нибудь корректно? Где та грань, что отделяет вредный порнографический текст от невинного, эротического? Возможно ли сформулировать «перечень запрещенного»? И – можно ли печатать Баркова, тексты, приписываемые Куприну, или некоторые из несомненно написанных Пушкиным? Нетрудно понять, что любые споры на предмет нахождения той самой границы дозволенного будут заходить в тупик – как и экспертизы по делу Ширянова, всякий раз дающие новый результат. Единственной возможностью как-то разрешить дело является способность посмотреть на «вопрос» с сугубо формальной стороны. Что можно точно сказать о порнографии – так это то, что она востребована рынком. Порнография прежде всего продается (что и вызывает такой гнев американских феминисток, протестующих против "товарной эксплуатации" женщины). Рассматривать как аморальный продукт имеет смысл то, что позиционирует себя в качестве такового на рынке – и рынком востребовано именно в этом виде. Здесь, наверное, скрыта граница между эротическим, но формально «художественным» текстом, и текстом в жанре «он и она на сеновале». Тексты Ширянова как порнография никогда и нигде не представлялись на рынок и востребованы в таковом качестве не были. Более того: они не были востребованы рынком вообще ни в каком качестве. Но это уже проблема из разряда творческих, а не судебных.
Велика вероятность того, что данный процесс удастся свести к оправдательному вердикту. Тем не менее, не стоит забывать о том, что любителей поохранять общественную мораль от «тлетворных влияний» на судебном сеновале становится все больше.
 |