Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Бархатной кавалерийской походкой

Издательство «Запасный выход» открыло благотворительную секцию фигурного катания

На субботнюю презентацию в «Улице ОГИ» на Петровке не пришел, кажется, ни один газетно-журнальный хроникер: наверняка предчувствовали, что либо фуршет обещает быть скудным, либо мероприятие - скучным. Обе догадки оправдались. Финальный графинчик белой был выпит за семь с половиной минут, CD с композицией Леонида Федорова на тексты обэриута А.Введенского, прилагавшийся к презентуемому изданию, поставить не удалось - засбоила аппаратура. А в прологе за столом на фоне окна, за которым охотно сгущалась пасмурная вечерняя мгла, разместились три смыслообразующие персоны: писатель и художник Сергей Соловьев, главный редактор издательства Emergency Exit Борис Бергер и известный сетевой журналист Андрей Левкин. Лица у них были какие-то кислые, непраздничные, на губах кривились агрессивные, мизантропические ухмылки. Соловьев вынул из кармана нечто, по всем параметрам напоминающее вяленый фаллос, и торжественно подарил это Бергеру. Предмет оказался пластмассовой фляжечкой в форме баварской колбаски, наполненной шнапсом (Сергей проживает в городе Мюнхене). Бергер немедля отвинтил колбаскину крышечку, и лишь после этого презентация началась.

Состояла она преимущественно в том, что все трое наперебой зачитывали кусочки из составленной Соловьевым книжки, причем уже на старте декламации присутствующим стало очевидно, что книжка ни в коей мере не предназначена для чтения вслух. Иногда ораторы добавляли что-нибудь от себя: Левкин - невнятной скороговоркой, Соловьев - вкрадчиво-чарующе, Бергер - оглушительно и напористо, как кувалдой по темечку. «Сейчас всем слушать меня, меня слушать! - например, восклицал он. - Я скажу кое-что о маркетинге!» И маркетологически корректно характеризовал творческую манеру авторов белого томика как «бархатную походку внутри сегодняшнего говна».

Авторов - стихотворцев, прозаиков и эссеистов - в томике четырнадцать, от Андрея Битова и Виктора Сосноры до Андрея Краснящих и Юлии Идлис. А говно - это заштампованная коммерческая литература, альтернативу коей томик призван манифестировать. Кстати, Соловьев (во вступлении к книге) и Соснора (в послесловии) усматривают пагубное влияние обывательских речевых клише не только у нынешних производителей массового чтива, но и у общепризнанных корифеев - Пушкина там, Лермонтова, Гоголя. Соловьев: «Почему книги вываливаются из рук? Фауст, Комедия, Кихот, Илиада... Эти. Не говоря о других, помельче... Почему шея литературы оседлана нетопырем, как Хома Брут панночкой?» Соснора: «Имея учителями Тургенева, Толстого и Чехова, для людей пишут все нобелиаты... Это реализм. Искусства в этом нет, это низкий уровень психики... Фразы, как презервативы, толстые и скользкие, входят во влагалища и стоят в них, неусыпно... Когда художников слова смешали с теми, кто пишет, а то есть смешали с грязью, - встает вопрос: Катулл, Велимир Хлебников, эту надкультуру одиночек - куда девать?»

Что-то слышится родное; процитированные декларации - азбука классического модернизма. Конечно, в наше время, когда и пост-то-модерн бесповоротно спекся, они явственно отдают нафталином. Но, может быть, это проблема времени, а не деклараций? С Соснорой понятно, он издавна славится как патриарх-террибль, запальчивый, самоигральный останец эпохи Якобсона и Бриков. С Соловьевым по зрелом размышлении понятно тоже.

Этот сутуловатый человек с глазами робкой газели - типологически сходный реликт, только эры чуть более близкой: доельцинской. Тогда, под покровом перестройки, в словесности (прежде всего на ее переднем крае, в поэзии) схлестнулись два течения, метареалистическое (метафористское) и ироническое. Говоря без экивоков, под этими псевдонимами скрывались авангардизм (Жданов, Парщиков, Еременко, Кутик, Драгомощенко, Кальпиди, Аристов, помянутый Соловьев) и концептуализм (Пригов, Рубинштейн, Искренко, да хоть бы и Саша Соколов, и, как ни дико сейчас, Иртеньев). Первый, как ему и положено, ненавидел расхожий людской язык и преодолевал унифицирующий, оболванивающий гнет слов путем постановки их раком - создания нетривиальных, алогичных лексических сочетаний; слова упирались, но их силком запихивали в садистски выточенные пазы, сбивая привычную семантику, на месте которой образовывались зазоры, щели, вроде бы намекающие на истинную, неизреченную природу вещей. Практика второго не требовала столь титанических духовных усилий; концептуализм расковыривал имеющиеся под рукой зрелые стилистики и питался высвобождающейся при этом энергией. Естественно, концептуализм победил - как стратегия изначально ресурсосберегающая и вроде бы близкая простому народу, чьим мнением авангардисты демонстративно манкировали. Игорь Иртеньев сделался удачливым газетным виршеписцем, Александр Еременко плюнул на все и переквалифицировался в управдомы. Вообще, метареалисты как-то слишком быстро умыли руки, рассеялись по заграницам, ушли в филологию, эссеистику, винолюбие, краеведение.

К 2000-м прежнее противоборство школ начисто обессмыслилось, ибо нетрадиционная поэзия как таковая, да и вообще высоколобая литература перестала быть хоть сколько-нибудь выгодным, социально востребованным занятием. Концептуалисты легко отказались от завоеванных ими позиций; сейчас Дмитрий Пригов - это тот, кто пишет на «Полит.ру» и вопит кикиморой на академических тусовках, Лев Рубинштейн - глянцевый колумнист. Они больше не претендуют называться поэтами, этот сомнительный статус им давненько жмет. Брошенные бесплодные земли заполонили разномастные «вавилонские» выползки, попрыгивают там и тихонечко квакают в свое удовольствие.

Однако ж Соловьев - самый среди метафористов молодой, горячий и наивный - вышеописанные пертурбации сознательно проигнорировал. Крепко зажмурился. Дело не в мюнхенской прописке: где бы Сергей ни очутился, в России, Индии или Германии, его подошвы никогда не касаются земли, горизонт просвечивает сквозь лоб и глазные радужки. Счастливое качество, редкое; кристальная неотмирность, нонконформность, этакое восхитительное воинствующее чистосердечие на грани чистоплюйства. Рыцарь в блистающих латах, эгоцентрический хранитель эталона, последний уцелевший гамбургский рефери. Нет нужды, что сама система начисления баллов вышла из оборота, как не котируются нынче германские марки или древнегреческие таланты. На обыденном языке такая позиция называется «рота не в ногу, я один в ногу». И это крайне симпатичная, достойная глубокого уважения позиция.

В антологии, которую Соловьеву было позволено составить под эгидой «Запасного выхода», ценен не столько результат, сколько лихорадочный трепет реваншистского намерения. Результат же... ну, что ли, расхолаживает. Старые соратники Алексей Парщиков и Илья Кутик представлены донельзя усталыми, инерционными многобуквенными ошметками. Выдавил из себя в меру занятное эссе Андрей Битов. Очень неплох Левкин - но он в любом соседстве, в любом формате традиционно неплох, а значит - ничего не добавляет к данному контексту. Бок о бок с непостижимыми, ориентированными на традицию штатовской language school камланиями Шамшада Абдуллаева и Аркадия Драгомощенко - откровенная графомания Александра Уланова, Галины Ермошиной и Маргариты Меклиной. А главное - книга, позиционированная как очень-очень сложное, изысканное, даже мучительное чтение, спокойно и без надрыва усваивается часа за два, не оставляя в сознании чувствительных заноз.

Этапный, конца 80-х сборник Парщикова назывался «Фигуры интуиции». Альманах Emergency Exit’а окрещен вроде бы комплиментарно: «Фигуры речи». Но эта подмена дополнения невольно отрицает (и объясняет) все. Ведь интуиция, согласно авангардной доктрине - нечто внеположное речи, сквозящее в ее зияниях, враждебное ей. «Диким кажется, что колокол похож на звон «по ком», что мир похож на «быть или не быть», что миг похож на «грустно и легко» и что любить тебя похоже на «любить», - возмущался поэт Соловьев пятнадцать лет назад. Сегодня составитель Соловьев, верный эстетическим идеалам юности, предъявляет нам ворох вялых, мертвенных языковых конструкций, прилегающих друг к другу настолько плотно, что глазу не за что уцепиться.

«У поэзии - прыжок, вертикаль, небо. У прозы - колесо, земля, горизонт. У одной - время, «воздух ворованный», у другой - пространство, странствие дарованное. У одной - воздух, у другой - духовоз» (из предисловия к сборнику). Принюхайтесь; что вам напоминают эти бесконечные «ворованный - дарованный», «воздух - духовоз»? Не поэзию и не прозу, а типовые рецензии из журнала «Афиша» с их заученным щегольством, комильфотной лексической игрой. А ведь как свежо звучало в 80-х; где стол был яств, там гроб стоит, прежние стилистические откровения стали разменной монетой, они поддаются тотальному клонированию в СМИ или ермошинско-улановским имитациям. В чем тут виноват Соловьев? Разве лишь в том, что чересчур надолго зажмурился. В чем виновата речь? В том, что она упрямо бодрствовала, захватывая, заболачивая собою все новые и новые области, об ирригации которых некому было позаботиться - чтобы выкопать дренажную канаву, нужно хоть иногда ощущать под левой подошвой почву, а под правой - лезвие лопаты.

Одна только интуиция не виновата ни в чем. Она просто ушла с загаженных пастбищ, чтобы никогда не возвращаться. Как рыбка, вильнула хвостиком, улизнула с фарватера на непроходимую глубину, в непредвиденном направлении. Если верить аннотации, «Фигуры речи» - не разовое издание, а периодический сборник. Если верить злым языкам, со вторым выпуском у составителя серьезные трудности. Слишком многое из предлагаемого авторами не годится, летит в корзину, квалифицируется как шлак. Между тем и в стартовый выпуск чудом затесалась живая вещь - «Ай-Петри» Александра Иличевского. Правда, она прискорбно выбивается из концепции. Это простая, прозрачная, внятная проза, которую Соснора негодующе окрестил бы реалистической. Прелесть что такое, честно. Лишь подзаголовок на первый взгляд подкачал - «Нагорный рассказ». Но не подумайте дурного. У Иличевского нет мании величия, у него там автобиографическое, про путешествия всякие. Ну, в том числе и по горам.

27.09.2005
Аделаида Метелкина

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера