Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Просто книжка

Лауреату британского «Букера» вручен чек на 50 тыс. фунтов

Жена умерла от рака, монография о творчестве Боннара брошена на полдороге. Осень. Понимая, что прожил жизнь тяп-ляп, потертый искусствовед по имени Макс приезжает в приморский поселок, где бывал раньше лишь однажды, ребенком: «Прошлое стучит во мне, как второе сердце». Здесь он сблизился с преуспевающим семейством Грейсов: отец, мать, близнецы Майлз и Хлоя, ровесники Макса, плюс их бонна. Мальчику из неблагополучной семьи эти замысловатые и красивые люди представлялись богами. Сперва он втюрился в г-жу Грейс, а затем и в Хлою. Воспитательницу же невзлюбил: ему показалось, что та строит глазки главе семьи. Теперь, через полвека, Максу понятно, что у гувернантки и впрямь была интрижка, но с женой, а не с мужем; а тогда ему, наивному шкету, такое и в голову бы не пришло. Впрочем, наивность не помешала ему страшно, непростительно согрешить на троих с Хлоей и ее немым братишкой. То давнее лето закончилось трагедией: кое-кто утонул. Обаяние богатства, первая вспышка сексуальности, чужая смерть; подобные истории не забываются, становятся контрапунктом судьбы. И вот лузер Макс бродит по пустынным пляжам и рефлексирует, рефлексирует и бродит. «Полы моего плаща цеплялись за икры, точно родные детишки, умоляющие: «Па, не ходи в кабак!» Но я не послушал их и все-таки пошел».

Короткий роман, всего 200 страниц. Называется этак неоригинально, неброско: «Море». Да и в сюжетных коллизиях оригинального мало: на ум приходят десятки литературных прообразов - от «Больших ожиданий» Диккенса до «Мечтателей» Гилберта Адэра. Прозаик, собственно, и не стремится прослыть особым новатором. Напротив, он смакует как раз параллели, переклички с предшественниками и современниками: сравнивайте, сравнивайте. Чем больше отголосков обнаружите, тем лучше. Моя сила не в фабулах, а в аранжировках. Глядите, сколько редких лексем я знаю, какие у меня неожиданные метафоры, до чего завораживающая, гипнотическая интонация.

Эта интонация знакома и нашему читателю. Переводы «Улик», «Афины», «Затмения», «Неприкасаемого» могли быть разного качества, однако сквозь русский текст безошибочно угадывалось стилистическое мастерство автора. Чувствовалось, что он по преимуществу не публицист-сюжетчик, а старомодный маньерист. Коллекционер и умелый выкладыватель слов, их герметичный аранжировщик.

Вчера вечером «Море» Джона Бэнвилла было названо лучшим из шести романов, вышедших в финал британского «Букера»-2005. Клиенты околопремиальных букмекерских контор, поставившие на 59-летнего ирландца, обогатились: по всем прогнозам, предпочтительные шансы были у Джулиана Барнса с его очередным культурологическим сарказмом «Артур и Джордж» (где Конан Дойль выступает в роли Шерлока Холмса). На деле же основную конкуренцию Бэнвиллу составил Кадзуо Исигуро («Держи меня крепче», экзистенциальная фантазия на тему клонирования): за него проголосовали два члена жюри из пяти. Кроме перечисленных, в «коротком списке» фигурировали крепкий исторический романист Себастьян Барри, сочинительница ажурных модернистских притч Али Смит и ее однофамилица Зади Смит, с точки зрения лондонского литистеблишмента - звездочка номер один, смуглый свет в окошке.

Таким образом, итоговый вердикт стал порядочной неожиданностью. Но никто из наблюдателей не ударился в истерику, не начал упрекать судей в непотизме или профессиональной халатности. Даже у ярых болельщиков Барнса и Зади не возникло ощущения, что на их глазах только что свершилось нечто вопиюще нечистоплотное, - того ощущения, которым вот уже много лет сопровождается чуть ли не каждый чих, каждый извив русского букеровского процесса. Если верить оперативным комментариям СМИ, британский «Букер» - fair play, фрачное дерби с цивилизованными котировками. А отечественный - коммунальная кухня, где в суп соседу подмешивают дуст, все в затрапезе, интригуют, лаются. И самое обидное, что не верить нет оснований. Все это по большому счету правда. Англичане молодцы, а мы сапожники. Всякий их лауреат - повод для гордости, всякий наш шорт-лист - удар по репутации фонда-спонсора, конкретных членов жюри и родимой словесности.

В чем тут ключевая проблема? Пожалуй, совсем не в качестве исходного продукта. Не в том, что английская литература - якобы образцовый газон, за которым ухаживали веками, а наша - заросшие бурьяном руины шинного завода. Хотя почему «якобы»? Да, газон; да, руины. Но ведь и на камнях растут помидоры, книгоиздание в РФ развивается лавинообразно, и среди годового урожая русских романов вполне можно выбрать пул из шести безусловно качественных. Более или менее легитимных с точки зрения всех заинтересованных лиц, течений и группировок.

Так ведь и поступают британские рефери. Спокойно, без эмоций изучают представленный издательствами реестр романов и повестей. В соответствии со своим индивидуальным вкусом составляют перечень лучших. Потом собираются, тихенько сопоставляют мнения, представляют на суд общественности тщательно взвешенный, консолидированный результат. И отправляются кушать свой ростбиф. Чего волноваться-то, господи? Речь всего-навсего о лучшей прозе истекшего года. Сегодня в лице Бэнвилла мы наградили штучный камерный арт, пренебрегли коммерческими соображениями. Ну, большое дело. Так получилось. Завтра будет новый год, новая проза, другой победитель. Не последнюю корову продаем.

А наши арбитры убеждены, что именно корову. Любой список финалистов их стараниями превращается в концептуальное высказывание о традициях, текущем статусе и грядущих перспективах отечественной романистики. И чуть ли не о бытии вообще. Вместо того чтоб честно анализировать наличную прозу, ей придумывают «правильную» интерпретацию, настырно указывают дальнейший, единственно верный путь развития и одновременно ставят в угол тех, кто по этому пути уже никогда не пойдет. Какая-то прокрустова тактика, честное слово. Интрига уничтожается в зародыше, фаворит неинтересен, ибо реальные фавориты загодя вынесены за скобки, оттого и букмекеров ищи-свищи. Ни Пелевин, ни Зайончковский, ни Шишкин не виноваты, что в жюри-2005 кооптировалась критик-нонконформист Алла Марченко (да им и по барабану, они не страдают от невнимания публики). Тщательно причесанные обоймы имен хороши для обзорной толстожурнальной статьи, но при раздаче денег оборачиваются лажей. Тем паче что самую крупную сумму получает обычно не тот, кто улегся в обойму, а тот, кому кум - председатель жюри.

«Перед нами шесть абсолютно разных романов, каждый из которых хорош по-своему», - сказал вчера о шорт-листерах председатель жюри Man Booker Prize литературовед и критик Джон Сазерленд. Вот-вот, шесть разных, шагающих не в ногу романов, а не шесть доказательств одного умозрительного тезиса, сколь бы глубокомыслен он ни был. Вчитывать в списки британского «Букера» какую-либо «политику», тенденцию - мартышкин труд. Тем эти списки и показательны. Тем и авторитетны.

Посмотрим на фамилии финалистов еще раз. За редким исключением они знакомы нам как облупленные, не так ли? У Барнса и Бэнвилла на русский переложено почти все, у Исигуро - и подавно все. «Отель-мир» Али Смит мы листали в 2003-м. Дебютный роман Зади Смит «Белые зубы» на днях увидит свет в издательстве Ольги Морозовой. Только Себастьян Барри покамест не охвачен, однако и за ним, скорей всего, не заржавеет. «Море», «Держи меня крепче», «Артур и Джордж» будут переведены ударными темпами. Не пройдет и года, как они появятся на прилавках, мы их в том или ином промышленном количестве экземпляров обязательно купим, обязательно прочтем.

Чего при всем уважении не скажешь о произведениях Б.Евсеева, Р.Солнцева и Е.Чижовой. Давно пора признать, что существует лишь один по-настоящему русский рубль - доллар и лишь один по-настоящему русский «Букер» - это «Букер» английский. А тот, что бузит и курлычет под эгидой «Открытой России», - так, недоразумение. Неразборчивые заметки на полях.

11.10.2005
Аделаида Метелкина

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера