Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Апология пиратства

Критика критики

В истории человечества уже были примеры совершенно несправедливой перелицовки благородных тружеников в образы разбойников и негодяев. Ну, допустим, Сальери получил свою реабилитацию. А вот воплотитель пиратской жестокости и алчности, строго отрицательный герой множества романов, фильмов и пьес Вильям Кидд, возможно, и не дождется теперь своей правды. Всю жизнь Кидд был честным и мужественным капером – капитаном вооруженного частного корабля, вел с ведома правительства морскую гуэрилью и всегда строго придерживался правил. Деятельность его финансировалась группой лордов, один из которых – Белломонт – впоследствии сделался губернатором Нью-Йорка. Кидд стал разменной монетой в конкурентных разборках между лордами, чьи карманы пополнялись не без помощи Кидда, и пал жертвой «черного пиара». Несмотря на пытки и двухлетний процесс, вину Кидда так и не доказали, но, однако, приговорили его таки к повешению лишь за то, что он отказался напасть на нейтральный голландский корабль, обвинив капитана в уклонении от борьбы против пиратства.


Много ли изменилось с тех пор? Может, кому-то и покажется, что строгая расчерченность водной поверхности навсегда избавила нас от злых шуток правосудия. Но, полагаю, легенда «типичного морского разбойника», который на деле был лишь нанятым морским «управленцем», не получит своего развенчания. На фоне новых юридических перепалок, когда морская стихия заменилась безграничностью мыслительного гипертекста, вряд ли имидж злостного пиратства будет ослабевать. Более того, будет делаться все, чтобы всякий флер романтики вытравить из этого образа и оставить за ним «сухой остаток» беспримесного бандитизма.


Предложение Бориса Кузьминского в качестве дополнительной копирайтинговой защиты лоботомировать своих читателей не кажется даже ироничным. Оно звучит почти естественно, и впору побеспокоиться, не возьмут ли его на вооружение оголтелые охотники за роялти. За авторское право хватаются все больше те, кто менее всего относится собственно к «авторству». Конечно, это вечная оплошность перевода, и заморский термин «копирайт» на автора не указывает, в отличие от русскоязычного аналога, напоминая лишь о «праве множить». Но семантическая «дисфункция» не мешает и тем, и другим вставать под широкие популистские паруса, натянутые несвежими юридическими ветрами.


Никто из нас не желает отменять института интеллектуальной собственности. И менее всего, думаю, за это ратует Кузьминский, будучи очевидным интеллектуальным «капиталистом». Но любой инструмент, самый тонкий и благонамеренный, в беспринципных, а, главное, неумелых руках становится холодным оружием. За копирайт держатся с такой невежественной силой, с такой мракобесной отвагой, что хочется сдать весь свой компьютер в места общего пользования.


Информационная недоступность в части полезных сообщений оборачивается разгулом культурного спама. И, дабы не давить больше на педаль метафор, приведу цитату из научной статьи уважаемой американской экономистки Лайзы Такийямы: «…информация, которую несут пиратские копии, позволяет не просто увеличить прибыль фирм, производящих качественную продукцию, но и приводит к улучшению в общественном благосостоянии. В частности, использование нелицензионных продуктов может помочь решить проблему ухудшающего отбора. При определенных условиях без использования пиратских копий продукт высокого качества не производится из-за неполной информированности потребителей и наличия продуктов низкого качества, в то время как распространение нелицензионных продуктов дает положительную прибыль фирмам, производящим качественную продукцию. Пользователи копий, которых устраивает качество продукта, приобретают лицензионную версию в начале второго периода. Прибыль, полученная фирмой от этих продаж, может превысить убытки, понесенные вследствие низких продаж в начале первого периода.» Грубо говоря, Такийяма доказывает некоторую полезность пиратства, хладнокровно и без дурацкой нарочитой этики предупреждая – пираты являются носителем первичной «распознавательной» информации. Не будь пиратов, производителям качественного культурного продукта пришлось бы тратить гораздо больше сил и денег на то, чтобы это качество было распознано потребителем до покупки произведения. Сами производители осваивают пиратские приемы: производство демоверсий, синглов, клипов – все это пиратские способы частичного неоплаченного вброса продукта в круг публичного внимания. Статистика говорит о том, что самая большая аудитория регулярных покупателей музыки в он-лайне до покупки использовала несанкционированные доступы к купленным впоследствии песням. Кто-то должен нести издержки по предварительному распознаванию культурного продукта для потребителя. Если их не хотят нести производители – неспособные отыскать уникальные информационные методики и использующие общие со всеми, неотличимые друг от друга приемы рекламы, – то их понесут другие. Частично их понесут сами потребители. Но зная о муках навигационного поиска, естественно, им на помощь придут пираты. Если же издержки по навигации понесут они, то экономически оправдано то, что пираты частично вознаграждаются за эту работу.


Остается вопрос – всегда ли есть драгоценности на этих кораблях современной культурной флотилии? Заметим, что пиратируется преимущественно хороший продукт. (Такийяма и этот факт выкладывает «в математике»). Наблюдательный Кузьминский, обладающий бесценным издательским опытом, справедливо замечает, что неврозу «обворованного opus’анта» более всего подвержены художники средней руки. С точки зрения «экономики таланта» это тоже объяснимо. Творцы, способные производить лишь ограниченное количество ценных смыслов, чрезвычайно рачительны в использовании своего продукта – вдруг завтра ничего не народится, а кушать понадобится всяко. Они заинтересованы в многократной оплате разового. Работа, несвойственная природе работника, всегда стоит дороже. Миссия же великих художников – быть гарантами бесперебойности процесса смыслообразования. Посему они больше беспокоятся об открытости доступа к своим открытиям и мыслям, нежели о формах его ограничений. (Очень живописным мне показался ряд современных писателей, упомянутых в интервью Полит.ру Максимом Мошковым, разрешивших и запретивших выставлять их произведения на ресурсе благородного электронного библиотекаря).


Кто-то, вероятно, заподозрит меня в левацких помыслах об отмене копирайта вовсе. (Прикроюсь словами ученой Такийямы: «Соблюдение закона должно состоять не в отказе от использования нелицензионных версий, а в стимулировании пользователей копий приобретать лицензионный продукт, после того как им станет известно его качество».) Такой большевизм мне не свойственен. То, что чужое – не твое. Однако, играть надо по правилам. И если новые технологические полезности производят в качестве внешних эффектов и некоторую угрозу собственности художника, то безопасность не может строиться на методах, придуманных в 18 веке. Иначе всегда нужно будет искать крайнего – козлом отпущения станет то Google, то юный меломан, пойманный за скачиванием МР3-файла, а то и журналист, свободный от юридического обскурантизма. И чем они тогда отличаются от несчастного Кидда, снабженного всеми правительственными документами и полномочиями, но все-таки в 1701 году казненного?!


24.10.2005
Екатерина Мень

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера