Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Криворожсталь

Современная героиня: мой монстр - моя крепость

Нынче осенью «Не родись красивой» - отечественная адаптация колумбийской мыльной оперы о дурнушке Бетти - бьет рейтинговые рекорды во всех регионах, где ловится СТС, а заглавная песенка в исполнении Юлии Савичевой доносится изо всех коммерческих палаток Москвы и Подмосковья. «Есенину», с натугой выкарабкавшемуся в лидеры сериального сегмента, просто повезло, что он демонстрировался не синхронно с этой неспешной офисной историей. Героиня «НРК» - юная Катя Пушкарева, которая устроилась секретаршей в пафосную компанию по производству модной одежды и мало-помалу сделалась там фигурой номер один. Не будь Кати, фирма давно бы обанкротилась: ее топ-менеджеры слишком озабочены обустройством личной жизни, а профессиональные обязанности исправляют урывками, постольку поскольку. Рыба гниет с головы: президент компании Андрей Палыч - патологический ловелас, невротик и мямля, притворяющийся крутым бизнесменом. Пушкарева, однако, втрескалась в Андрея с первого взгляда и теперь служит ему по-собачьи, вкладывая нерастраченный эротический пыл в изобретение спасительных финансовых многоходовок. Употребить пыл по естественной принадлежности не представляется возможным: Катя от природы страсть как нехороша собой.

«Нехороша» - еще слабо сказано. У Багрицкого есть жуткое четверостишие, самый тошнотворный в русской поэзии девичий портрет: «Любовь? Но вшами съеденные косы, ключица, выпирающая косо, прыщи, обмазанный селедкой рот да шеи лошадиный поворот». Это точь-в-точь про Катю: судорожная пластика полураздавленного насекомого, изуродованная брекетами жабья ухмылка, жиденький сальный проборчик. Актриса Нелли Уварова жирными, смачными мазками изображает не то чтоб среднестатистическую дурнушку, с коей влегкую идентифицируется всякая телезрительница, - а настоящего фрика, кикимору. И вот за похождениями этого-то крокодила, если верить опросам, каждый будний прайм-тайм затаив дыхание следят миллионы представительниц прекрасного пола. Что ими движет? Не столь уж детский вопрос.

В голливудском фильме «Монстр» Шарлиз Терон сыграла отталкивающую проститутку-убийцу и в награду удостоилась «Оскара». Однако соль воздействия, производимого «Монстром», заключалась в том, что и зрители, и киноакадемики отлично знали, как выглядит красотка Терон на самом деле; они оценивали жертвенный поступок актрисы и мастерство гримеров «от противного», по контрасту. Г-жа Уварова, судя по некоторым фотографиям, в жизни тоже довольно симпатичная особа, но данный факт известен лишь узкому кругу ее знакомых и завсегдатаев РАМТ - театра, где Уварова работает. В кино и на ТВ она почти не засвечена, Катя - ее первая крупная роль вне подмостков. Зрителю попросту не с чем сравнивать, тем паче что, говорят, до окончания «НРК» продюсеры запретили Нелли показываться на людях в своем натуральном обличье.

Ага, запретили! Значит, готовят-таки финальный фейерверк, превращенье лягушки в принцессу? Не зря же наша - и наверняка продюсерская - культурная память бережно хранит сюжет о другой офисной Золушке, до неузнаваемости преображенной большим светлым чувством, - Калугиной из «Служебного романа». Но и эта параллель, к сожалению, прихрамывает. Рязановский шлягер длился два часа с хвостиком, причем волшебная метаморфоза Алисы Фрейндлих случалась уже где-то через час. Пытка уродством оказывалась скоротечной и оттого игрушечной. В «НРК» же 150 серий, прокручена примерно половина, а внешность Пушкаревой не меняется к лучшему. Катя - кикимора закосневшая, упорствующая в своем уродстве, будто сектант - в ереси. Вокруг нее вьются модели, чья прелесть на две трети обеспечена хорошей косметикой и визажными салонами, однако она не пытается взять с них пример и хоть чуточку сгладить собственные дефекты. Время от времени подружки-доброжелательницы зажимают ее в курилке и наряжают-накрашивают, но лучше б не зажимали: результаты всякий раз удручающие. Возникает впечатление, что Пушкарева не станет смазливее, что ты с ней ни делай; что она и не должна стать смазливее; что замысел авторов сериала вообще не в этом. А в том, чтоб мы привыкли к ее некрасоте как к данности. Притерпелись. Осознали: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ героиня с иным экстерьером в «НРК» немыслима. Буквально. Ни на одну из тех женщин, что пригожей Пушкаревой, в рамках смоделированного здесь микросоциума нельзя ПОЛОЖИТЬСЯ.

Недавно петербургская «Азбука-классика» напечатала русский перевод романа валлийки Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок», который лег в основу одноименного фильма Хаяо Миядзаки. Честно говоря, при просмотре «Замка» казалось, что на сей раз гений японской анимации переборщил с психоделиками; тем удивительнее обнаружить знакомые странности, содержащиеся уже в литературном первоисточнике. Маэстро, конечно, от души перелопатил фабулу, но стартовую коллизию оставил в целости. К благонравной и трудолюбивой девушке Софи заявляется злая колдунья и ни за что ни про что превращает ее в мерзкую старую каргу. Софи уходит из дому и поселяется в ходячем замке волшебника Хоула - на правах экономки. Хоул патологический ловелас, невротик и мямля, притворяющийся (и, ну ладно, отчасти являющийся) могущественным чародеем. Мало-помалу Софи становится тем стержнем, на котором держится все Хоулово жилище; если б не она, замок давно бы рухнул... Стоп, нечто похожее мы излагали выше; хм, собственно, и сам небоскреб, в коем размещается фирма из СТСовского сериала, - вылитый замок Хоула, не тот, каким он предстает у Миядзаки, а тот, каким описан у Джонс: долговязый, хлипкий, сквозящий на просвет.

В фильме обескураживает прежде всего то, что Софи вроде бы не слишком расстраивается из-за своего прискорбного превращения. Однако ж и в романе она принимает его стоически. «- Не бойся, старушка, - успокоила Софи свое отражение. - Вид у тебя здоровый. К тому же это больше отражает твою подлинную сущность». Подлинная сущность Софи, как растолковывает нам Диана Джонс, заключается в том, что она, старшая из трех молоденьких сестер, - карга по призванию и самоощущению, карга ВНУТРИ. Болотная Ведьма всего лишь привела внешнее в соответствие с внутренним, и Софи немедля ощутила не гнев, не ужас, но меланхолическое удовлетворение. «Лицо в зеркале показалось ей абсолютно спокойным, потому что ничего другого она и не ожидала увидеть».

Ничего другого не ожидает и Хоул - при всей своей расхлябанности он все-таки маг, способный распознать любое заклятие. Прекрасно понимая, что наружность Софи насильственно изменена, он не особо старается развеять чары; он с первого же взгляда вскользь определил Софи себе в невесты - такую как есть, независимо от экстерьера. Хоул в романе - пришелец из реального, повседневного мира, ему зябко и неуютно в волшебной стране, где людей за здорово живешь разбирают на составные части и собирают в другом порядке, где все текуче, изменчиво, лишено констант. Единственной точкой опоры становится уродство, потому что только оно, одно оно невариабельно; насчет красоты могут существовать разные мнения, а уродство - непреложность, редчайший момент консенсуса. Сердце красавицы склонно к измене. Сердце чудовища - легированный слиток верности. Особенно если чудовище успело побывать в шкуре красавицы. И облегченно вздохнуло, сбросив ее с корявых надежных плеч.

«Пусть все остается как есть», - облегченно вздыхает Катя. Андрей Палыч давно уже косится на нее с интересом: не начальник, а предначертанный, нареченный свыше жених. Не бойся, подойди ко мне ближе, милый. Я твоя тропа, твой посох, я твой ходячий амок. Обопрись на меня. Не родись.

21.11.2005
Аделаида Метелкина

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера