


Если верить синоптикам, ночью похолодает, и та мерзость, что жидкой глазурью затянула тротуары, превратится в корку грязного льда. Непременно поднимется ветер - выдавливающий оконные стекла, сырой и промозглый. В подобные дни хочется забраться под плед, рассеянно перелистывать Диккенса и потягивать чай с лимоном. А больше не хочется ничего. Однако мы как миленькие потащимся в Центральный дом художника - от метро «Парк культуры», вверх через зябкий мост самоубийц, или от метро «Октябрьская», вниз по не менее зябкому Крымскому Валу. Ведь предыдущие шесть декабрей библиоумники наведывались на проводимую компанией «Экспо-Парк. Выставочные проекты» ярмарку non/fiction, дабы удостовериться: в России живо книгоиздание, озабоченное не одною рваческой коммерцией, но и поддержанием нестыдного, высоколобого контента. Non/fiction предъявляла совокупное изобилие этого контента, произведенного за год, и данное зрелище согревало душу, выстуженную сквозняками пещерного капитализма, почище Диккенса и чая.
Традиция - страшная сила. Интеллектуальные лейтмотивы события заметны даже при беглом взгляде на нынешнюю рамочную программу. В среду издательство «Время» представит книгу Артемия Троицкого «Я введу вас в мир поп» (стенограммы лекционного спецкурса, прочитанного известным музыкальным критиком на журфаке МГУ), а издательство «КоЛибри» в пятницу - новую серию «Вещи в себе», первая ласточка которой - переведенное с французского исследование Жан-Люка Эннига «История попы». Еще Набоков говорил, что главный орган любого уважающего себя читателя - это позвоночник. Набоков любил эвфемизмы. Но век иносказаний, к счастью, миновал.
Изучив программу пристальнее, подготовленный наблюдатель увидит и иные приметы актуального контекста, столь же отрадные, сколь и красноречивые. Неотъемлемым атрибутом декабрьской ярмарки всегда являлась фигура независимого политтехнолога Павловского. Журналисты обожали подстерегать его на выходе, обремененного авоськами новинок, и задавать умные вопросы; Глеб Олегович привычно сообщал им, что он рядовой потребитель печатной продукции, а структурные проблемы книгоиздания как индустрии комментировать не готов, ибо не копенгаген. В 2005-м Павловский понесет питательные новинки уже не с базара, а на базар. Окормляемое им издательство «Европа», флагман текущей нон-фиктивности, обещает быть одним из самых активных на ярмарке: три презентации, круглый стол и вдобавок некий арт-перформанс; назначенный на субботний полдень, этот перформанс, скорей всего, станет своеобразным выпуском программы «Реальная политика» live.
С другой стороны, прежние ньюсмейкеры и идеологи ярмарки, не покидая ее оргкомитета, останутся в густейшей тени. В программе не заявлено ни единого мероприятия под эгидой Ad marginem и «Издательства Ольги Морозовой», директор же «НЛО» Ирина Прохорова, лаконично представив гуманитарный журнальный проект «Теория моды», сосредоточится исключительно на международных отраслевых контактах - российско-немецких и российско-польских (Польша - тематический гость ярмарки: незапланированный, но приятный постскриптум к празднованию 4 Ноября). Очевидно, отцы-основатели сочли свою культуртрегерскую инициативу выполненной и педагогично освобождают пространство для неофитов.
Мудрый поступок, тем паче что таковых неофитов вдруг обнаружилось хоть позвоночником ешь. Левиафанистый концерн «Эксмо», ранее не казавший в ЦДХ и стенда, теперь вольготно раскинулся в тутошних залах, суля посетителям встречи с непопсовыми прозаиками и драматургами, благополучно перекупленными у коллег помельче: Андреем Геласимовым, Алексеем Слаповским, Сергеем Кузнецовым и братьями Дурненковыми. Другой коммерческий монстр, питерская «Азбука», представит главную импортную персону ярмарки, романиста Эрика-Эмманюэля Шмитта, успешно прививающего французской словесности авангардные бразильские замашки Паоло Коэльо, и новый бестселлер от простодушной хивинской танцовщицы Бибиш. А не успеет аудитория оправиться от титанического умственного напряжения, вызванного коммуникацией с танцовщицей и галлом, как издательство «Олма-пресс» публично предъявит ей творца многотиражного сериала «Сокровища Валькирии» Сергея Алексеева со свежим мистико-конспирологическим шедевром «Молчание пирамид».
Перечисленные аттракционы, помимо прочего, свидетельствуют о том, что книжная отрасль России мало-помалу обретает гомогенность, утраченную в период волюнтаристских реформ. Еще пару лет назад таким персонажам, как Бибиш и Алексеев, было бы самое место не в ЦДХ, а на ВДНХ: не на декабрьской non/fiction, а на сентябрьской ММКЯ. В общем, можно с удовлетворением констатировать, что былой концептуальный антагонизм между двумя этими смотрами отраслевых достижений сегодня свелся к нулю. Со стороны ландшафтик смотрится аккуратненько, ровненько, будто Большой Каньон, отутюженный гигантским асфальтовым катком. Где тощий инсургент, где тучный конформист, где пламенный подвижник, где бессовестный показушник - без очков не разберешь. «Слово «интеллектуальный» в названии означает, что на ярмарке существует определенный качественный отбор представленных издательств», - декларируется в релизе оргкомитета, и это в кои-то веки не пустые слова. Триумф качества - аксиома регулируемого рынка; иначе говоря, качественный отбор в целесообразно темперированной экономике аналогичен естественному. Осуществляемому под чутким руководством господина Дарвина. Какой бы псевдоним он из природной скромности ни взял.
Итак, плевать на погодные условия. Ярмарка Non/fiction обязательна для посещения. В любой день. Но особенно - 1 декабря, когда в пресс-центре состоится двухчасовой семинар «Книга и ...». Да-да, «Книга и ...» - так записано в программе. Хочется надеяться, что на акции со столь знаковым, трендообразующим девизом будут присутствовать все вип-персоны, поименованные выше: и Павловский, и Алексеев, и Троицкий, и Морозова, и Бибиш. А Жан-Люк Энниг пришлет телеграмму с приветствием. Мягко укажет высокому собранию на то, что привычная иконография интеллектуальной ярмарки устарела, предложив другую, изящно-адекватную. Пара могучих полушарий. И разверзшаяся меж ними гипнотическая глубина.
 |