Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Чистосердечное признание

Телекритика в поисках предмета

Все чаще приходится слышать чистосердечные признания от тех, кого принято называть «телекритиками», что они на самом деле никакие не телекритики, а всего лишь журналисты, пишущие о телевидении. Или, если угодно сказать одним словом: «телеобозреватели».

Терминологические игры не всегда бессодержательны. За ними, как правило, что-то кроется.

В данном случае кроется следующее.

Люди, пишущие о ТВ, не хотят отвечать за все ТВ. Или не могут. Они готовы расписаться в основном за его информационно-публицистическую часть и еще поморализировать по поводу развлекательно-бытовых программ.

Для телеобозревателей, стало быть, первое и ни с чем не сравнимое удовольствие – мониторинг новостных и аналитических программ; далее – разговорных шоу на политические темы. Ну, и затем – сокрушения на предмет безвкусицы и однообразия музыкально-юмористических радостей.

Есть, правда, еще одна сторона ТВ, к которой они всегда внимательны – это кадровые подвижки в телекомпаниях и миграция по эфирному небосклону телезвезд.    

Великая страда для них начинается в тот момент, когда в стране происходит масштабный теракт, и тогда пишущие принимаются тщательнейшим образом отслеживать, кто на каком канале что сказал. И что не сказал. И что показал, а что не показал. И живьем или в записи.

В эту пору телекритика состоит в хватании каждого, кто появляется на экране, за язык, в ловле «говорящих голов» на слове, в бесконечных укоризнах в адрес руководителей каналов, не осмелившихся снять рекламу, переверстать сетку, в жалобах на путаницу и противоречия в цифрах и т.д.

Телеобозреватель исходит из того, что сценарий поминутно расписанной катастрофы был уже известен телевезионщикам, а они возьми, да и перепутали все, поставив тем самым зрителей в глупое положение.

Разоблачения такого рода – работа настолько увлекательная, что, когда иссякает источник этого кайфа, начинается «ломка», в ходе которой приходится искать иные сферы приложения нерастраченной энергии обличения.

В чем-то это похоже на труд новостников. Они тоже очень скучают без острых событий. И тогда приходится их придумывать, додумывать и драматизировать.

Претензия к власти становится привычкой. Более того, манией, помноженной на фобию. Все, что ни происходит на телеэкране, - это следствие заговора государственных институтов против гражданского общества. В конце 80-х годов с целью запудривания мозгов простым людям был допущен в эфир Кашпировский, теперь – Петросян.  

Что выпадает при этом из поля зрения телекритиков, так это содержательность формы самих программ, их образность, амплуа ведущих, их артистизм…

Выпадает также вся художественная часть репертуара. Как правило, сериалы – самый популярный формат на ТВ – не замечаются. Замечаются наиболее амбициозные или скандальные проекты, вроде «Звезды эпохи», «Есенина».

Сейчас обратят внимание на «Мастера и Маргариту». Уже обратили. В первую очередь, на рейтинговые очки сериала. (Они фантастические). На бюджет проекта. (Он рекордный). На то, видны ли миллионы долларов на экране. На актерский кастинг. На то, какие артисты были отвергнуты режиссером, а какие сами отказались от лестных предложений. Сопутствовали ли создателям в ходе работы какие-либо мистические обстоятельства? Все это будет сдобрено многочисленными интервью с участниками проекта, а также впечатлениями вип-зрителей. (Характерный пример: в газете «Известия» своими впечатлениями о сериале уже поделился Жорж Бенгальский отечественного ТВ – Андрей Малахов). 

Еще телеобозреватели по описи примут от режиссера персонажей, ударные реплики, яркие подробности любимого романа. Что же касается собственно художественной стороны того, что нынче называется «продуктом», то это они оставят на рассмотрение профессиональных критиков, у которых до этого руки не дойдут.

Отчасти потому, что коротки. Отчасти по той причине, что это без надобности самим газетам, даже самым респектабельным из них. «Коммерсант» обратил в свое время внимание только на рейтинговые позиции «Идиота» и «Штрафбата». «Дело о «Мертвых душах» и его не удостоились в виду невыразительности процентов. «Известия» отделались от сериала Павла Лунгина и Юрия Арабова одной фразой своего телеобозревателя: «Ни богу свечка, ни черту кочерга». Потом догнали и припечатали: «Не формат!» 

Может быть, телеобозреватели и хотели бы серьезно разобраться во внутренних сцеплениях образов, в смысловых обертонах произведения, но они действительно этому ремеслу не обучены; они не владеют необходимым инструментарием художественной критики. В силу этого обстоятельства им приходится избегать разговоров об эстетике телепродукта и подменять культурологический анализ мнением.

Но, похоже, в дальнейшем делать это будет все более затруднительно.

Еще сравнительно недавно ТВ было исключительно полем политической борьбы партий и кланов за власть, за ее определенный режим, за информационный авторитет самого ТВ, за статус Четвертой власти.

Побочным и, видимо, неожиданным эффектом колонизации государством эфирного пространства, стала перекачка творческой энергии из информационно-аналитического вещания в документально-художественные проекты. Именно последние стали содержательным ядром современного ТВ. Смыслы теперь надо искать в исторической документалистике Николая Сванидзе, в общественно-значимых сериалах «Штрафбат», «Дети Арбата», в сложносочиненной игре Юрия Арабова с гоголевскими мотивами, в киноиллюстрациях «Мастера и Маргариты», во взаимодействиях постсоветского гражданина с прозой Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и Александра Солженицына «В круге первом» (телеэкранизации этих романов мы скоро увидим).

Отделаться суждениями литературных критиков, сверяющих текст, звучащий с экрана, с текстом, размещенным в книге, разумеется, можно было бы. Как можно было бы удовлетвориться соображениями кинокритиков о качестве «картинки», о плотности кинематографического текста перевоплощенного произведения.

Проблема, однако, в том, что телекоммуникация достаточно специфична. В силу своей массовости и синхронности она более тиранична по отношению как тех, кто находится по одну сторону экрана, так и тех, кто пребывает по его другую сторону. И производители и потребители в телеиндустрии находятся на таком жестком поводке зависимости друг от друга, который и не снился в самом страшном сне ни литераторам, ни кинематографистам, ни мастерам театра.

На ТВ стереотипы восприятия, жанровые образования, типологические основания, всевозможные телеформаты прочны, как железобетонные конструкции. Их не отбросишь, но внутри них можно, как показывает опыт, работать и даже иногда высекать искры мысли и чувства, расшибая лбы. Как это сумел сделать в «Твин Пиксе» Дэвид Линч. А можно еще вспомнить такие недюжинные явления, как «Клан Сопрано» и «Покойник всегда прав», «Секс в большом городе».        

Во всех других сферах художественной деятельности критика никогда не ограничивалась раздачей пряников и экзекуциями. Она еще вникала в подсознание произведения и рационализировала его. В этом отношении она была его художественным продолжением.

Отчетливо помню, как в пору первой публикации «Мастера и Маргариты» остро ощущался дефицит не оценочной, а как раз интерпретационной, смыслообразующей критики романа.       

Известные и неизвестные театральные инсценировки булгаковского сочинения – это его критика. С этой стороны постановка Юрия Любимова – не более чем сценическо-критическое эссе, созданное по мотивам первоисточника.

Парадоксалист Уайльд вообще считал, что всякий художественный жест есть проявление художественной критики, что любое худпроизведение – это в завуалированной форме худкритика. И что сам художественный процесс – круговорот критики в космосе культуры. Если угодно: критика критики. И разве сам роман Булгакова, пронизанный полемикой с религиозными мыслителями, с литературной классикой, не есть тому прямое подтверждение.

Телевизионное прочтение «Мастера», не представляя интереса со стороны сугубо эстетической, примечательно как явление социо-культурное. Это ведь экранизация не столько литературного источника, сколько массовых представлений о нем. Это еще индикатор уровня понимания массовым читателем знаковой беллетристики. Высокие рейтинги показа говорят также о подспудном интересе современного зрителя к окультуренной игровой мистике. Как кассовый триумф «Ночного дозора» сказал о том же самом.

Внимания телекритиков, впрочем, достойны не только заметные телеэкранизации, но и не замечаемые рядовые сериалы, поскольку именно в них вполне нечаянно отражаются представления толпы о тех или иных ценностях, идеалах, мечтаниях.

Вот, собственно, что могло бы стать предметом телевизионной художественной критики, если бы таковая была.

28.12.2005
Юрий Богомолов

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера