Они не желают торопиться даже в век скоростей. Они не хотят вливаться в мейн-стрим. Они готовы бороться за право выбора, против стандартизации вкусов и мыслей, удобной, но разрушительной. Некоторые считают подобных людей тормозом на пути прогресса. Но далеко ли уедешь, если мчаться вперед без тормозов?
Не биг-маком единым…
Движение Slow Food, зародившееся в Италии в 1986 году, - это своего рода альтернатива завоевавшей мир в прошлом столетии идеи Fast Food – быстрой, дешевой и унифицированной еды для миллионов, которые спешат жить. Slow – медленный в переводе с английского. И адепты этого движения пытаются реанимировать культуру еды и пития, а вместе с ней и национальную самоидентификацию, связанную с гастрономическими традициями.
Почему именно эта, на первый взгляд, столь низменная часть нашего бытия – питание – вызывала к жизни столь мощный антиглобалистский протест? Собственно, ничего удивительного в этом нет. Еда – не просто процесс поглощения пищи. Это древнейший культ, накопленная опытом поколений гармония физического и духовного. Трудно представить Италию без спагетти, Францию без сыра или Россию, например, без блинов. Каждая нация гордится своими кулинарными достижениями не меньше, чем литературой или музыкой, тайны рецептов передаются через столетия. И неизвестно, что обиднее – услышать нелестные слова по поводу национальной культуры или по поводу национальной кухни.
Slow Food весьма быстро, несмотря на «медленное» название, расширяет сферу своего влияния. Ныне это международная ассоциация, у которой 83 000 членов по всему миру, офисы в Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Японии, Великобритании и в цитадели фаст-фуда – США. Работа ведется, прежде всего, на местах: такие местные отделения называются Condotte в Италии и Convivia в других странах-участницах, которых насчитывается больше полусотни. Есть даже собственное издательство, специализирующееся на профильном туризме, еде и вине.
В 2003 году Slow Food создает независимый некоммерческий фонд - Slow Food Foundation for Biodiversity, призванный защитить гастрономическую и сельскохозяйственную биодиверсификацию планеты. Иначе говоря, спасти существующее разнообразие продуктов и традиций в их приготовлении.
Один из проектов, который поддерживает фонд, называется Ark of Taste – «ковчег вкуса» – его миссионеры ищут, систематизируют и охраняют давно подзабытые ароматы деликатесов высшего качества. Ведь отступающие под напором «удобной» еды и нацеленного только на прибыль агробизнеса традиционные сыры, овощи, фрукты, животные продукты рискуют стать реликтами. В «ковчег» попали местные породы итальянских коз и американских овец, выведенные в Ирландии коровы и уникальные греческие конские бобы, которые растут только на острове Санторини.
Сотни продуктов со всего мира уже занесены в эту своеобразную гастрономическую Красную книгу, но, увы, это не гарантия их выживания, а тем более - возрождения. Поэтому другой проект – Presidia – предполагает создание организационных структур, которые продвигали бы на рынок подобную продукцию. Как считают отцы-основатели Slow Food, иногда надо совсем немного, чтобы спасти такой «штучный», кустарный товар: достаточно свести вместе производителей и помочь им координировать свою деятельность на рынке, поддерживать высокие качественные стандарты и аутентичность. В более сложных случаях может потребоваться, например, строительство скотобойни или реконструкция разрушающихся стен фермы. Однако разными путями достигается единая цель - гарантировать экономическое и коммерческое будущее этим трудоемким и невыгодным, на первый взгляд, традиционным продуктам.
Воспитание вкуса
Чем еще занимается Slow Food? Круг интересов достаточно широк. Гастрономия понимается как часть этого мира, неотъемлемая от политики, развития сельского хозяйства, экологии, а также интересов местных производителей. Удовольствие от еды плюс ответственность за свои действия и их последствия.
Основной инструмент в борьбе против глобализации вкусов и кулинарной гомогенности – образование. И чем раньше его начать, тем эффективнее оно будет. Поэтому лидеры движения еще в 1993 году предложили сотрудничество школьным учителям: дети должны уметь пользоваться своими органами чувств как инструментом познания, а также понимать, что еда – часть социальной культуры. Ведь чтобы в полной мере вкусить гастрономические радости, нужны осознанные усилия, поиск и эксперименты.
Инициативы Slow Food для взрослых – это проведение специальных дегустационных мастер-классов, «сырные» шоу, кампания против трансгенных вин, различные кулинарные форумы, где можно познакомиться с новейшими тенденциями в этой сфере и тайнами кухни других регионов.
Следующая ступень в гастрономическом образовании - Popular University of Taste, общедоступный университет вкуса, где слушатели могут пройти 20 тематических курсов, изучая вина, технику приготовления блюд из сыра, мяса, рыбы и прочих компонентов и получить звание магистра еды - Master of Food.
Открывшийся в Италии всего три года назад Университет гастрономических наук, University of Gastronomic Sciences, предназначен уже для профессионалов кулинарного дела – менеджеров агроиндустриальных компаний, президентов консорциумов, журналистов. Уникальная годичная программа включает доскональное изучение не только разнообразных и исключительно качественных продуктов, но также всех факторов, связанных индустриальным или штучным процессом их приготовления, а в дальнейшем - маркетинга.
Чем Бог послал
Один из приоритетов Slow Food – право потребителя на информацию о том, что именно он ест, и как это повлияет на его здоровье. Заботливые производители готовых обедов, бульонных кубиков и прочих эрзацев ведут агрессивные рекламные кампании, цель которых – убедить в идентичности вкусовых качеств своего товара и дорогих натуральных продуктов. К чему может привести смена пищевых ориентиров, видно на примере родины биг-маков и хот-догов - США, держащих рекорд по числу страдающих ожирением граждан.
К счастью, предсказанная фантастами эра космических таблеток, включающих в себя все необходимые человеку для питания элементы, вряд ли наступит. Напротив, все больше не только гурманов и гастрономов, но и обычных любителей здоровой и вкусной пищи выражают готовность платить дорого за качественный продукт, если считают цену справедливой. Готовы платить – значит, будут производить, несмотря на конкуренцию со стороны неизбежного фаст-фуда.
Борьба со стандартизацией вкусов в негастрономической сфере протекает куда сложней, хотя, казалось бы, параллели напрашиваются сами: фаст-фуд и массовая культура – явления одного порядка и происхождения. Но элитный культурный продукт, в отличие от французского вина или швейцарского сыра, проигрывает сериалам и популярным песенкам, потому что здесь для потребителя навигация затруднена и оценка качества происходит по другим законам, не всегда соотносясь с ценой. В результате спасти исчезающих коров оказывается легче, чем невостребованных гениев. Успокаивает то, что и в гастрономии, и в искусстве кто-то не хочет торопиться и «кушать» то, что дают, и готов оспорить экономическую выгоду унифицированных предложений и больших тиражей.
|