Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Культурное опьянение

О единстве национальных брэндов

Старое итальянское искусство - это великое искусство. Говоря на противном новоязе, особенно противном в данном случае, - большой национальный брэнд. И он до сих пор работает не только по прямому своему назначению - доставлению полноценного эстетического удовлетворения. Выставки старой итальянской живописи в наших краях редкость. Была год назад «От Джотто до Малевича» в Пушкинском, но давно кончилась. Инициирована эта выставка была высшей дружбой президента Берлускони с президентом Путиным и стоила больших бюджетных денег. Следующая будет не скоро – дорого это и очень хлопотно. Наши музеи не богаты и, честно сказать, не слишком амбициозны, чтобы трудиться над большими проектами и привозить в свои стены шедевры.

За неимением гербовой, пишем на чем придется. Два больших московских музея открыли в прошлую пятницу две маленькие итальянские выставки. Исторический музей – «Культуру вина». В прошлом году там проходила выставка про культуру обуви. Обе экспозиции построены по отработанной схеме - немного великого итальянского искусства соединяется с другими приятными национальными итальянскими брэндами – обувью, вином, мебелью, модой. Таким образом, старое искусство должно помогать современному экспорту.

Собственно живописи и скульптуры на таких выставках немного, но обязательно в афише стоит какая-нибудь очень важная для истории искусств фамилия. Допустим, если выставка про обувь, то на ней могут показать какую-нибудь крошечную почеркушку Микеланджело, где титан Возрождения разминал руку перед тем, как изобразить обутую ногу библейского героя Сикстинской капеллы.

В случае с вином были обещаны "произведения Пиранези, Вероккио, Манфреди и других художников". В результате показали чуть-чуть занимательных предметов вроде пресса для отжима винограда прошлого века и станка для закупоривания бутылок позапрошлого. Плюс несколько античных времен кратеров с росписью на тему пиршества, флягу средневекового пилигрима, пару старинных графинов и бокалов муранского производства, два десятка гравюр и десяток картин на темы, близкие заданной. Кроме изображений Бахуса, одну «Тайную вечерю», сомнительно подходящего «Лотта с дочерями» не очень известных художников, но все же 17 века. Уместный сюжет «Пир в Канне Галилейской» был представлен гравюрой. Эту скромную художественную выставку ( у московских вельмож итальянские коллекции были куда значительней) разместили в парадном зале Исторического с почетом, честно сказать, не заслуженным. Но выставка эта - хоть и художественная, но о вине, и предусматривает дегустацию. Итальянская сторона была уверена, что она должна быть бесплатной. Принимающая русская на этот риск не пошла и решила выпустить специальные билеты, цена которых приток посетителей могла бы разумно ограничить и цивилизовать. Свободная раздача выпивки и закуски (кроме вин разных областей Италии, дегустировать предложено сыры и колбасы) не предусмотрена неписаными правилами поведения в музее. Даже на вернисаже почтенная публика забылась – напилась и с боем брала десерты.

Вторая итальянская выставка открылась в Пушкинском музее и представила полтора десятка произведений современных европейских художников (в том числе и русских), сотворенных на стекольной фабрике в Мурано. Хозяин этого старинного производства решил заниматься не сувенирной банальностью, а создавать арт-объекты. Результат вышел прекрасный, потому что из любой какашки, придуманной ироничными художниками, стекольные мастера выдували нечто радостное и красивое. Некоторые художники, надо сказать, не ерничали, а сразу задумывали прекрасное, так что у них результат оказывался еще приятнее и красивей.

Такие выставки с помощью старого искусства продвигают не вино или художественное стекло, они продвигают Италию. После их просмотра хочется не просто выпить, а выпить итальянского вина на его родине. Под синим небом, золотым солнцем, в непосредственной близости с великими произведениями самого великого из всех национальных искусств, с народом, у которого такая крепкая алкогольдегидрогеназа, что он не знает ни ужасов похмелья, ни мучительных приступов застольной антологической тоски. Правила торговли учат, что один брэнд хорошо, а два вместе во много раз лучше. Тот же принцип действует и в музейной жизни - итальянское искусство даже в микроскопических дозах способно вскружить голову, если восприятие подогрето винными размышлениями. Что же до муранского стекла, то покупать его тянет только в Венеции. В других местах оно кажется мещанской стекляшкой.

Венецианская роскошь, избыточная и гармонизированная, вообще необычайно стимулирует расточительство. Вокруг столько благородного старого золота и великолепных архитектурных излишеств, что хочется срочно заиметь в личное пользование что-то золотое, бархатное и переливчатое на сумму, предельную для туристического кармана. Хоть стеклянную конфетку за пару евро, хоть кольцо в лавке на Риальто за сотню.

Сейчас много пишут о том, что нет искусства элитарного и массового, все смешалось. Это не имеет отношения к старому искусству – оно не тиражируется и не увеличивается в количестве. Любой бытовой предмет, самая заурядная по живописи картина, прожив три сотни лет, становится антиквариатом. Возраст только накручивает цену. Хранящая вековые традиции и памятники культуры нация выигрывает, строя на них свой новый бизнес. Всякие дольче и габаны, стильная обувь, вкусная ветчина, пахучий сыр и качественное вино производятся только на качественной культурной почве.

Теперь смотрим, что у нас. Года полтора назад один московский чиновник признался, что столичный мэр задумал привлекать в Москву туристов на празднование Нового года затейливой иллюминацией. Смешно, правда? Светящиеся лампочки, в Москве очень скромные, не продашь сами по себе. Русская водка, конечно, всемирно потребляемый напиток, но по-настоящему пьется она в нашем душераздирающем климате. Матрешки отлично идут на фоне варварской окраски куполов Василия Блаженного. А кроме как на него, на что теперь смотреть в городе, давно потерявшим амбиции стать Третьим Римом? Каким видом заманишь сейчас интуриста? Из новой гостиницы «Москва» будет виден только пейзаж имени Церетели и свежевыстроенный Манеж. Не великой культуры представители.

Конечно, когда мы потеряли свой родной город, когда в нем почти не осталось места, на котором, оглянувшись, можно задохнуться от нахлынувшей радости (разве только Соборная площадь, но и там ремонт), об интуристах думать странно. Мы и не думаем. Но уничтожив наш город в его исторической самобытности, столичные власти и неразумно жадный московский строительный бизнес разрушили не только дома, улицы, переулки и площади, не только наши личные воспоминания, но и блины на Масленицу, пирожки с капустой, кислый квас в жару, рюмку водки после мороза, привычку вечерних прогулок по Бульварному кольцу (вместо этого привычны автомобильные пробки на Кольцевой дороге) и четкие правила ежедневного выживания в метро.

Они подпортили славу не ими созданных брэндов – великого русского романа, чтимой миром архитектуру русского авангарда и уникальной тоталитарной сталинской архитектуры. Конечно, мы попиваем водочку и печем блины, смотрим на высотки, хотим квартиру в доходном доме и наблюдаем попсовый сериал «Идиот» по телевизору – но все это какая-то имитация, макет в натуральную величину, как храм Христа Спасителя, как borsch в заморском ресторане Samovar. Москва перестала помогать нам лучше понимать себя, бунинский «Чистый переулок», сцены пожара из «Войны и мира», картину «Чаепитие в Мытищах». И, может быть, причина провала телеверсии «Мастера и Маргариты» в том, что его частично снимали в Питере? И музеи у нас совсем захирели, выставки делают какие-то малохудожественные. Нет гармонии в отечестве, скудеет культурный слой. Спасаемся в Италии.

22.03.2006
Алина Зазелова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера