Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Бассейн для богов

Фестиваль барочной музыки в Берлине

Cadenza Barocktage – фестиваль в Берлине. Среди европейских фестивалей – камерный, негромкий, один из многих. Для России – и вовсе пустой звук, примерно как жизнь на Марсе. Дело не только в нашей культурной изолированности, которая еще толком не осознана как феномен (до сих пор Россия и Европа живут по своим правилам, ориентируясь на разные ценности), но и в избранности сюжета. Cadenza Barocktage -- фестиваль специальный, посвящен, как следует из названия, искусству барокко – то есть тому веку, который у нас в широком обиходе просто не существует. В Европе интерес к барокко, начавшийся в середине прошлого столетия, давно норма жизни, о чем говорит количество коллективов, исполнителей и фестивалей, специализирующихся в данной области, и устойчивый спрос на их продукцию . У нас все только начинается, и до бума, как до луны: мероприятия, вроде грядущего «Антиквариуса» в московском Доме музыки, соблазнят лишь помешанных.

Но когда на Cadenza Barocktage смотришь не из Москвы, оптика меняется. В Берлине все встает на свои места: видно, что старая музыка здесь не приют для умалишенных, не извращение для богатых, а вполне себе демократичное мероприятие, вызывающее все, что симптоматично для рынка: спрос, переходящий в ажиотаж, отзывы ежедневных изданий и живую реакцию публики. Сразу ясно, что люди пришли сюда не из вежливости, что барокко для них не экзотика, а возможность полноценных художественных переживаний. Как ни странно, по отношению к старинной музыке эти ожидания не выглядят завышенными. Потому что в подходе к этому репертуару на Западе принято соблюдать важное условие: историческое исполнительство. Если коротко, это означает играть старую музыку по правилам своей эпохи. Тогда она производит неизгладимое впечатление, становясь актуальной эмоцией для сегодняшнего слушателя. Еще одно правило успеха – соединить историческое исполнительство с новейшим театральным решением. Из этого замеса в берлинской Штаатсопер на знаменитой Унтер ден Линден возник один из самых оригинальных спектаклей современного театра -- «Дидона и Эней» в постановке Саши Вальц.

«Дидона и Эней» (1689) английского композитора Генри Пёрселла по поэме «Энеида» Вергилия – редкий шедевр и, пожалуй, самая трогательная история любви, рассказанная средствами оперы. Саша Вальц, знаменитый немецкий хореограф, дебютируя «Дидоной» как оперный постановщик, сделала также шедевр. Возник он в соединении двух материков – старой изысканной партитуры, отреставрированной молодым итальянским музыкантом Аттильо Кремонези, которая под его руководством превосходно исполнена оркестром и хором Академии старой музыки Берлина, и действия, решенного средствами современного танца (компания Sasha Waltz & guests). Принципиален сам ход – поставить всю оперу как танец. Результат ошеломляет: «Дидона» -- не только смелое, неожиданное для жанра оперы решение, это абсолютно новый театральный продукт, поражающий не только глубиной и тонкостью прочтения, но и художественной самодостаточностью. В том смысле, что нет никакого желания называть спектакль интерпретацией музыки, хотя формально это так; здесь самостоятельное театральное целое, в котором все рождается одновременно -- музыка и движение, пение и танец.

«Дидона» Пёрселла – достаточно скромная по размерам вещица (около часа) с минимум действующих лиц, где в лаконичной форме спрятана драма, в которой сплелись античные корни и глубокая человечность, свойственная лучшим созданием психологического искусства от Рихарда Вагнера до Ингмара Бергмана. Ее замес экзистенциален: любовь, судьба и смерть. Ее внутреннее движение устремлено к финалу: расставание Дидоны и Энея и предсмертное Lamento Дидоны, находящее завершение в прекрасном хоре. Удивительно, но Саша Вальц пренебрегает нормой современного немецкого театра – найти в «Дидоне» какое-то новое содержание. Напротив, она стремится не к оригинальности, а к выявлению очевидного. Роскошь спектакля заключается в идентификации: да, это именно те самые простые и неумолимые формулы, которые держат лаконичную конструкцию Генри Пёрселл и его либреттиста Нэума Тейта. Но чудо спектакля в том, что из музыкальных переживаний они стали театральными – зримыми и действенными.

Спектакль Саши Вальц замешан на всех элементах театра – от разных видов кинетики до психологической музыкальной драмы. Основа действия -- пение и танец. Однако, оно не разложено механически на две составляющие. Как во вселенной, богатство которой существует в каком-то удивительном порядке, здесь все подчинено внутреннему закону гармонии. Солисты-певцы и солисты-танцоры (все персонажи представлены двумя, а то и тремя актерами одновременно), кордебалет, хор, рассказчики – все вырастает, как из эмбриона, и развивается в чудном единстве. Свобода, с которой Саша Вальц строит свое повествование, не имеет границ: все, что есть на сцене – от полетов на лонжах до купания в воде – кажется точно найденным и прекрасным.

Удивительно и то, что каркасом этого абсолютно современного спектакля является архаичная модель эпохи барокко, где мир престает упорядоченным и выстроенным по иерархии: боги на небесах, люди на земле, ведьмы в преисподней. Люди не властны над своими поступками; их судьба в руках богов, посылающих испытания, чтобы взорвать обычное течение жизни: сначала любовь, потому – разлука, потом -- смерть. Но даже и в этой неумолимой предопределенности у человека остается выбор – или подчиниться воле богов (Эней) или проявить индивидуальную волю (Дидона). Дидона отвергает запоздалые попытки Энея остаться: он уже принял решение и предал любовь. Ее выбор -- одиночество и смерть.

Если бы Саша Вальц сделала только трагедию, ее вклад в искусство был бы уже огромен: сегодня в музыкальном театре есть все, кроме этого жанра. Берлинская «Дидона» -- трагедия простая и возвышенная, напоминает о древнегреческом театре. Здесь тело и голос рассказывают о душе, и нет ни одного формального движения. Однако это не все. В соответствии с барочной картиной мира, Саша Вальц видит индивидуальную судьбу частью вселенной со всеми ее стихиями и обитателями. Воздух, вода, земная твердь, земные недра, огонь; боги, люди, ведьмы, призраки – все здесь звучит на разные голоса и движется по своим траекториям. По сути, этот спектакль – масштабная картина мира, в котором даже личная человеческая трагедия утверждает его вечную красоту.

Одно из ярких доказательств этого восхитительного намерения – пролог. Его сюжет – появление богов из океана: бог солнца Феб едет на солнечной колеснице, нимфы и нереиды приветствуют Венеру. На дне океана – остатки древнего города Карфагена – места действия мифа о Дидоне. Эта роскошная мифологическая картина создается простым способом, но эффект грандиозен. В огромном бассейне-аквариуме плещутся, сменяя друг друга, мужчины и женщины. Плавая, они танцуют – естественные движения упорядочены, создавая удивительную картину гармонии всего живого: прекрасного человеческого тела в его природном естестве и воды, которая само собой воспринимается метафорой стихии и жизни. Собственно, все, что делает на сцене Саша Вальц и ее танцовщики, является воплощением торжественной мысли, произнесенной в прологе: «Природа создала нас такими прекрасными. Наслаждайтесь счастьем, эти часы уходят безвозвратно».

И это правда: танцовщики и певцы (солисты и хор – часть танцевального действия) прекрасны в каком-то высшем значении, а их движение не набор па, а нечто безусловное и всеобъемлющее – будто все это не придумано и поставлено современной женщиной, а существует как воплощение божественной воли. Уловить детали простому смертному невозможно и почти бессмысленно: у Вальц – полифоничное мышление и фантастическая изобретательность, помноженная на гениальное чувство пространства, в котором все живет разнообразно, но в согласии. Когда несколько групп и солистов автономно движутся с разной моторикой, глаз схватывает панораму, упуская детали. Но главное очевидно сразу: восхитительное, органическое чувство тела. Саша Вальц умеет делать танец из любых телесных проявлений – от полетов в воздухе до хлопанья ресниц, от шевеления пальцев руки до катания по полу. И никогда это не выглядит надуманным: все, что происходит на сцене – от танца мальчика Амура до абсолютных театральных шедевров – расставания героев и предсмертной арии Дидоны – становится частью вашего эмоционального мира.

Без натяжек, «Дидона» Саши Вальц и Атилло Кремонези – мощное театральное высказывание, опровергающее, что в наше время невозможно возвышенно и просто говорить о главном – любви, смерти и судьбе. В свете этого уже как-то неловко заявлять, что этот спектакль – революция театрального языка и новый подход к современному танцу, утверждающему себя не приютом для человеческих отклонений, а языком для создания картины мира во всем богатстве чувств и красок. «Дидона» в Берлине – миф нашего времени, который опровергает многие банальности. В том числе – идею об умирающей Европе и выхолащивании ее искусства. О том, что настоящее искусство и рынок несовместны. Еще как совместны.

04.04.2006
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера