Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Повод к войне

По ком не дозвонился «Казус Кукоцкого»

Нелепая история с трансляцией сериала Юрия Грымова была предметом обсуждения на протяжении тех двух недель, что пролегли между тремя уикендами. На каждый из них пришлось по четыре серии, поставленные на заведомо мертвые часы в середине дня. Пережеванный всеми СМИ конфликт создателей фильма с руководством некогда либерального канала НТВ был объявлен основной причиной полугодовой отсрочки телевизионной премьеры. Якобы в фильме есть заявления, оскорбляющие ветеранов войны в частности и патриотов России в целом. Ими, этими заявлениями, пришлось поступиться: в телевизионной версии заметно сокращена сцена, где ближайший друг главного героя излагает свои мысли о вырождении нации и о бесчинствах советских войск в добиваемой Германии. Об изнасилованиях, убийствах и мародерстве, массовый характер которого не нуждается в доказательствах. Оказалось, что и об этом теперь нельзя.

К откровенным проявлениям бессмысленного, сугубо перестраховочного сервилизма многим жителям России не надо привыкать, поскольку они еще не отвыкли. Грозил ли кто-то каналу, вынуждая его руководство примерно наказать зарвавшегося режиссера, никто уже никогда не узнает. Хотя бы потому, что теперь эта история кажется уже совсем не значительной. Абсурд настоящего осознается как таковой только в будущем. А для казуса с сериалом оно уже наступило. Как писал Андре Глюксман по поводу устроенной нами самими действительности, «что бы ни случилось, ничего не происходит». Телевизор – наглядная иллюстрация второго закона термодинамики. В замкнутой системе энтропия возрастает. Давно закрылись немногие приличные передачи. Осторожные профи вроде Познера и Соловьева не влияют на бодрый dance macabre, в котором кружатся «Аншлаг», реальные шоу и криминальные сводки. Основная задача информационных программ ритуального характера – поддержать распространенный в обществе силовой патриотизм. На этом слюноотделительном фоне несовременно выглядят сериалы вроде относительно давнего «Штрафбата» Николая Досталя или «Московской Саги» Дмитрия Барщевского, не говоря уже о «Детях Арбата» Андрея Эшпая и «В круге первом» Глеба Панфилова. Их художественный уровень неравноценен, но речь не об этом. Более или менее очевидно, что их создатели несли зрителю некое послание, апеллировали к его культурной памяти и предотвращали быстрое выветривание уроков истории. Такие сериалы могли сниматься в 1990-е, но тогда на них не было денег. Сейчас деньги появились, но изменилась жизнь. Со всей этой неудобоваримой архаикой, демонстрирующей карикатурные ужасы сталинской эпохи, пора было кончать. Людям нужен позитив.

А роман Людмилы Улицкой никакого позитива, кроме сомнительных нравственных мук, не предлагает. Так же, как самая легкая из приведенного списка сага Василия Аксенова, как суперпопулярный в конце 1980-х роман Анатолия Рыбакова и, тем более, как роман Александра Солженицына, ставший тогда же для многих настольной книгой (не считая тех, кто читал его в машинописных копиях). Все они, за исключением последнего, могут быть отнесены к разряду семейных хроник. Даже экранизация «В круге первом», и та акцентирует элементы семейного нарратива, присутствующие в литературном источнике, пусть он и представляет собой не хронику событий, а интроспекцию главного героя. У хроники Улицкой есть одна особенность: она рассказывает историю гибнущей семьи на фоне истории гибнущей страны. Этот парадокс особенно заметен в контексте того, что через весь роман проходит тема деторождения. Но собственно пафос и романа, и фильма – это вы-рождение, в котором виновны все. Даже тот, кто больше всех с ним борется. Женский хирург, умница и бонвиван, силач и фрондер, забывший больше, чем все его оппоненты будут когда-либо знать, даже он, Павел Кукоцкий, ничего не может сделать. Его дом населен случайными людьми, пусть они все в какой-то момент были нужны друг другу. Его дар истощается, а силы уходят на инсценировку запоев, объясняющих неявку на заседания партактива. Его любимая женщина медленно покидает этот мир, оставляя в нем лишь свое изможденное тело. Его дочь умирает от послеродовой травмы, оставив одну ниточку – внучку, которой не суждено жить в докторской квартире, фактически захваченной бывшей одноклассницей дочери, туповатым и хитрым существом с развитым инстинктом самосохранения. И весь этот развал происходит с теми, кто по определению должен отдуваться за униженную, запуганную, поставленную на колени страну. Теми, на ком она, собственно, держится. Но энтропия затягивает, как зыбучий песок из кошмаров Лены – сходящей с ума жены Кукоцкого. Тезис «Смерти нет» в финале фильма выглядит то ли заклинанием, то ли предупреждением: если нет смерти, то нет и спасения. Идея реализованного геноцида нации может, конечно, быть следствием паранойи, одержимости теорией заговора. Но стоит, к примеру, заглянуть в тот же телевизор, как немедленно получаешь подтверждение. Не слишком ли болезненную тему затронул Грымов, решив экранизировать, сделать зримой проблему, спрятанную в многослойном романе с его многослойными отступлениями? Впрочем, коса на камень натыкается, как правило, случайно.

Не исключено, что репутация Грымова как бывшего рекламиста и клипмейкера, в 1998 г. грохнувшего беспрецедентной раскруткой собственного фильма «Му-Му», может оказать влияние на трактовку конфликта. Легко предположить, опять-таки, в соответствии с одной популярной теорией, что Грымов придумал все это специально, чтобы привлечь внимание к фильму, который до того рекламировался более чем скромно. Одна загвоздка – на DVD он активно продавался, никакого искусственного дефицита создано не было. Кто хотел, тот посмотрел еще зимой. Жадность и трусость – коктейль распространенный. Несмотря на то, что Грымов сделал предельно понятный фильм, заведомая сложность поднятых им проблем – фактор потенциального снижения рейтинга. А ясно сказанные слова о том, что произошло и почему мы такие, вызывают панику. Но хороший программный директор с ней справляется быстро: все в порядке, позитив на месте. В качестве побочного следствия появляется прецедент, о чьих перспективах лучше не задумываться. Мы, скорее всего, и не задумаемся. Предоставим дело профессионалам.

20.04.2006
Ян Левченко

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера