Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Плюс пасхализация всея страны

Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль

От Пасхи до Победы, от Москвы до самых до окраин – вот организационная и творческая концепция проекта, ворвавшегося в нашу жизнь всего-то пять лет назад, но быстро утвердившего себя в ней главным музыкальным торжеством сезона. Сколько в Москве проходит музыкальных фестивалей – страшно представить. Наверное, если их сложить, общая продолжительность перекроет и сезон, и даже количество дней в году. Но Пасхальный – не чета другим – малым и большим, монографическим и жанровым, календарным и именным. Пасхальный – это фестиваль победы мировой воли над ограниченными человеческими возможностями.

В роли мировой воли выступает Валерий Гергиев, известный также под именем Мариинский театр или Симфонический оркестр Мариинского театра. Эти взаимозаменяемые брэнды, как три головы мифологического Змея Горыныча, растущие из одного туловища, олицетворяют могущество державы в разделе «классическая музыка». Мариинский театр (МТ) и Валерий Гергиев (ВГ) – это 1) неслыханная производительность труда (оперное и симфоническое наследие осваивается не штучно, а оптом); 2) страсть к глобальным проектам (все оперы, балеты и симфонии Шостаковича, вся тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера); 2) географическая экспансия (одна программа транслируется в разные города и страны); 3) высокая интенсивность проката (расстояние между показами равняется нескольким часам самолетного перелета).

Один из сюжетов Пасхального фестиваля – симультанное выступление ВГ на статусных площадках мира: в один день – концерт в венском Музикферайн с Венским филармоническим оркестром (утро, 11 часов) и открытие в Большом зале консерватории Пятого московского пасхального фестиваля (вечер, 21 час). Или: сегодня – Киев, завтра – Москва; в таком режиме проходит серия славянской инагурации одной из суперзвезд мирового оперного Олимпа, валлийского бас-баритона Брина Терфеля. Поскольку все очень заняты, и репетиции не предусмотрены графиком, Киев становится местом, где Терфель, Гергиев и Мариинский оркестр встречаются и стараются понравиться друг другу, а Москва – местом, где новый альянс переживает пик. Несмотря на то, что поиски общего языка только начаты и большая часть публики в курсе обстоятельств (прибытие дирижера прямо к концерту – обсуждаемый сюжет в СМИ), триумф обеспечен другими компонентами: в первую очередь – Терфелем, обладающим уникальным природным даром извлекать звуки, и редким в московском пейзаже Рихардом Вагнером, отличного от прочих музыкальных гениев умением заражать многих собственным безумием. Сопутствующие слагаемые – изнемогающий от нечеловеческого напряжения Валерий Гергиев, который умеет поймать кураж в любой части вечера и понести всех через шторма к высям, и уставший давно и надолго Мариинский оркестр, научившийся достигать экстаз при любых обстоятельствах в автономном от них режиме. Итог дебютного московского вечера Терфеля (10 минут оваций) невозможен в мировом пространстве, где успеху предшествует совместная работа, а публика ценит не столько вдохновение, сколько качество. В российском пространстве качество – пункт абстрактно уважаемый, но далеко не самый первый даже для искушенной столичной публики. Главный московский сюжет – встреча двух темпераментов, эффектно оттеняемая лавиной вагнеровского месседжа. Измученный ВГ на поклонах выглядит волшебником, подарившим Москве чудо. Так создаются новые брэнды Пасхального фестиваля. Терфеля в Москве не знали, теперь же он -- в кругу друзей-звезд, которые в следующий раз обеспечат аншлаг.

Еще одно открытие – молодой польский пианист Рафал Блехач. Само собой, что лауреатство на международных конкурсах – не аргумент для того, чтобы зал консерватории был заполнен до отказа. Публика приходит не на неизвестного Блехача, а на его альянс с оркестром МТ и лично ВГ, рискнувших исполнить Фортепианный концерт № 1 Шопена. И что же? Пианист еще не вступил, но с первых звуков ясно: никакого альянса не будет. Дело не в Блехаче – его игра почти божественна, полностью отвечая современному образу шопеновского пианизма – бестелесно-сильфидного, где настойчивое выражение эмоций невозможно. Блехач – воплощенная утонченность. Зато оркестр Мариинского театра – воплощенная бесчувственность. Словно желая стереть с лица земли эту прекрасную хрупкость, оркестр движется на пианиста бульдозером, выдавая привычку коллектива, воспитанного на чувственных операх и могучих романтических полотнах, где требуется всего по максимуму – от огромного состава оркестра и наотмашь стонущих струнных до динамики, колеблющейся между форте и фортиссимо. Те же свойства проявились и во Второй симфонии Шумана, подтвердившей очевидное: есть такие авторы, к которым оркестру Мариинки лучше не подступаться. Шопен и Шуман в их числе. Но результат вечера говорит о том, что оркестр МТ не зря утверждает себя как универсальный симфонический монстр. Блехач чудесно сыграл бисы (Шопен) и запал в душу новым кумиром Пасхальных торжеств. А ВГ и оркестр МТ запомнились как условие успеха. Вот уже третий год Московский пасхальный фестиваль имеет региональную программу. Означает это следующее. В антрактах между московскими концертами (симфоническая программа) оркестр МТ и ВГ перемещаются по России, чтобы представить в разных городах нечто монументальное (исполнение опер Верди «Набукко» и «Фальстаф»). Идея движения так грандиозна, что уничтожает само понятие фестиваля как праздника, основанного на единстве места и публики. Охватить всю программу МПФ теперь не под силу ни одному человеческому воображению. Возможно, даже воображению худрука фестиваля ВГ. Что такое МПФ, в котором пять самостоятельных программ (симфоническая, региональная, духовная, звонильная и благотворительная) и тьма исполнителей, можно представить разве что по буклету. Он – бесспорное доказательство того, что огромное количество мероприятий по всей России между Пасхой и Днем Победы затевались как единый проект, цель которого проста и прекрасна: послушать музыку в светлые дни. Есть такая славная традиция в мире, а в позапрошлом веке была и в России, когда на Пасху в Петербурге исполняли, к примеру «Кольцо нибелунга» Вагнера. Сегодня, когда уставший от перелета Симфонический оркестр МТ в очередной раз играет «Жар-птицу» Стравинского, важны уже не музыка и не качество исполнения, а сами брэнды, появившиеся в Москве и других городах России в дни главного православного праздника. Духовное событие превратилось в светское, музыка – в культуру. А МТ и ВГ из исполнителей – в подвижников глобализации.

16.05.2006
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера