16-17 мая в Москве прошел Второй Всероссийский театральный форум «Театр:
Время перемен».
Когда назначалась историческая дата очередного театрального форума, уже была известна дата открытия Каннского кинофестиваля. Не факт, что дата начала кинофорума интересовала устроителей театрального. И в этом «неинтересе» можно с неудовольствием разглядеть сегодняшнюю парадигму отношений российского театра с внешним миром.
К чему это я про Канн, когда тут у нас в очередной раз «все рушится»? А к тому, что упоминаний про театральный форум с громким названием «Время перемен» было чуть да маленько. Любознательные журналисты, устав от десятилетней русской жвачки под названием «гибнет искусство, а с ним и духовность», кинулись на свеженькое – обозревать, что там не так с «Кодом Да Винчи», российская премьера которого в аккурат пришлась на финал заседания театрального сообщества.
Вчитываясь в гипертекст происходящего, обнаруживаешь удивительную схожесть акцентов в высказываниях, не объединенных единым поводом, но скоррелированных общим мотивом. Слова любые, музыка народная. Все просто и ясно, запоминается незатейливо шлягерное. Ум-ца-ум-ца, гибнет театр, ум-ца, с ним духовность, ум-ца, христианские ценности, ум-ца, подлый Голливуд. Параллельно, почти в унисон с нашим театральным хором ту же песню о бездуховности запели на Лазурном берегу после премьеры «Кода». Сначала завелись католики, потом подхватили кинокритики. У каждого свои претензии, но тема одна: пусто, грустно, бездуховно. Посему природа равнодушия российских СМИ к воплям театральных деятелей проста и прозрачна. Импортная музыка по определению для нашего человека куда как привлекательней, чем очередной «плач Ярославны» по достославным временам. Вот и удостоилось программное театральное заседание, призванное воззвать к совести власти, несколькими упоминаниями в ежедневных газетах и двухминутным телеэфиром, изрядно проиграв шуму вокруг пресловутого Дэна Брауна.
В очередной раз масскультура задавила массой слабеющую, еле дышащую тушку русского театра. Нет, это не оскорбление. Но именно в таком виде, распростертом, стенающем от голода, холода, задыхающемся в атмосфере чиновничьей травли и людской бездуховности, нам преподносят образ российского театра его руководители. По крайней мере те, кто с трибуны провозглашал цифры и нагло врал о том, что государство не советуется с профессионалами. Попробуем разобраться, в чем дело? Почему прессе пофиг, гражданам где-то рядом, государству уже почти наплевать? Присутствие обаятельного телеведущего Швыдкого (по совместительству, глава федерального агентства по культуре и кинематографии) и грустного человека из консерватории Соколова (министр) как-то не свидетельствовало о повышенном интересе власти к происходящему. Что случилось?
Прошло чуть больше года с начала паники в театральных рядах, начавшейся в связи с пресловутым проектом Реформы в социальной сфере. Тогда в газетах публиковались опросы худруков, высказывались различные деятели, дискуссии не сходили со страниц газет и экранов ТВ. Потом все затихло. В кулуарах говорили о крупномасштабном шантаже, угрозу народных и заслуженных артистов выйти на Красную площадь. Да мало ли, какие еще слухи, грязные и неприличные, бродили по околотеатральным пространствам. Потом все утихло. Президент призвал мэтров в кабинет, долго беседовал, выдал грантов и заявил, что, мол, нечего жаловаться, что в культуре нет денег. Наступила тишина.
Власть сыграла на редкость грамотно. Брошен камень, отслежены круги и главные очаги возмущения. Претензии о посягательстве на «культурное достояние» были удовлетворены посредством целевого финансирования в виде государственных грантов. Шумиха улеглась. Можно, наконец, провести через Думу необходимые законы. Картина бы выглядела и вовсе безупречно, если бы не дебильноватый закон о тендерах. Об этом шедевре государственной и экономической мысли нужно писать отдельно. Но совсем примитивно смысл можно передать так: если учреждение культуры (театр ли, кинокомпания ли) желает потратить денег выше определенной суммы, то оно обязано объявить тендер среди специалистов и предприятий, предоставляющих сходные услуги. Типа того, что Марк Захаров, собравшись у себя в театре поставить спектакль, должен объявить тендер среди более дешевых представителей режиссерской профессии. По крайней мере, именно так закон был истолкован творческим сообществом (обнаружить оригинальный текст юридического документа на доступных ресурсах не удалось). Никто из авторов и министерских чинов ни разу не выступил с разъяснениями. Но это уже издержки слабого пиара Минкульта, на который государству стоило бы действительно потратиться. Однако внятно комментировать невразумительную программу, выступать рупором кособоких и косноязычных постановлений и инициатив, вряд ли кто-то хорошо артикулирующий и в пиаре смыслящий захочет.
Вернемся к Форуму и «Коду». Шум вокруг «Кода» основан на, дескать, попрании основных принципов христианства: ну нельзя писать и размышлять на тему, что у Иисуса могли быть дети. Почему, собственно? И чем это умаляет его легендарный подвиг? Девственность бога-человека является основой христианского мифа. Русский театр для национальной культуры стал давно уже сродни христианским фетишам. И фишка, видимо, в том, что, последовательно гробя религиозность народа, советы нуждались в новой духовности в другой удобной обертке. А тут как раз гений Станиславский со своим театром-домом подвернулся. Вот он – новый фетиш российской (советской) духовности. Театр-дом, театр-храм – вот они аллюзии соборности, прекрасный механизм тоталитарного вероисповедания, полностью зависимый от власти. Не удаляясь в исторические дебри, можно признать, что репертуарный театр как прямое порождение советской власти был ей (власти) необходим. То, что такая форма театра не универсальна, не устойчива, экономически уязвима и возможна только при поддержке государства, доказывает мировой опыт. Ни в одной, даже экономически развитой, успешной, богатой стране нет такого количества государственных театров.
Речь, конечно, не о столицах. Столичный театр силен именами, талантами, раскрученностью звезд, деньгами спонсоров, поддержкой государства, мэра, оборотистостью дирекции. В столице можно делать коммерцию, используя различные приманки для публики и для бизнеса. В столице же можно делать коммерческие проекты, получать гранты на независимые изыскания. Здесь все рядом, здесь все возможно. Можно заметить, что сходная ситуация и в богатых регионах, где столицы - города с населением от миллиона. Там свои меценаты, свои звезды.
Да, с авторским театром посложнее. И дело здесь не в государственной поддержке. Если тот же г-н Черняков, сегодняшний обладатель всех возможных театральных премий, с равным рвением работает в Новосибирске и в Петербурге, совершенно не факт, что талантливый режиссер такого уровня махнет поднимать театральное искусство где-нибудь в райцентре центрального Нечерноземья. Зачем ему это?
На форуме г-н Калягин сильно возмущался отсутствием худруков в театрах российской провинции. Вот ведь незадача! Не хотят талантливые, дипломированные режиссеры и актеры ехать в какой-нибудь Липецк, чтобы нести искомую «духовность». Могу уверить председателя СТД, что не поедут таланты туда даже за служебную квартиру. Может кто-нибудь махнуть на месяц на постановку за приемлемый гонорар. Всё! Нереально требовать от людей отдавать свой талант на благо подъема чьей-то весьма эфемерной «духовности». И будут сидеть в своих маленьких и больших театрах свои доморощенные артисты, режиссеры, вариться в собственном соку, т.к. ни их зарплата, ни финансирование театра не позволяют им выезжать в те же столицы, чтобы видеть что-то стоящее, чтобы учиться дальше, просто быть в теме. И будут идти на провинциальных сценах спектакли по произведениям школьной программы, сказки для малышей, комедии для взрослых. О каком высоком искусстве, которое дескать загибается, тогда идет речь ?
Существющее неординарное и талантливое хорошо известно. Та же «Золотая маска» как мощная институция театральной экспертизы, отсмотривая и анализируя, каждый год привозит лучшее. И лучшего действительно немного. (Что по закону природы очень нормально – лучше как раз столько, сколько возможно и необходимо). В чем проблема? Цифры, приведенные на Форуме, восхищают и ужасают: для нормального функционирования театров необходимо 48 тыс. актеров, а их всего 25 тыс. Вот кошмар! А давно г-н Калягин видел среднестатистического русского артиста? А то, что в любом театре не более 10 реально играющих, занятых в репертуаре актеров, а остальные – «подтанцовка»? И всю эту компанию СТД предлагает содержать и дальше? Да, еще на Форуме отмечено, что растет число театральных вузов, и во все есть конкурс. Так это не свидетельство того, что молодежь жаждет после этого вуза пойти в свой областной театр. Гонорары артистов, активно снимающихся в сериалах и кино, уже стали достоянием широких масс, благодаря телепрограммам, посвященным развитию кинопроизводства в стране. Спросите любого абитуриента, и он признается, что хочет в телевизор! И слава богу, что еще понимает (после всех «фабрик звезд»), что нужно учиться, что артист – это профессия, и денег зря не платят.
Наблюдая театральный форум, невозможно отделаться от подозрений. Это Второе заседание, отделенное от Первого более, чем столетием, поражает не только старостью предрассудков, но и тем, что слов новых не нашлось. Куда-то провалился весь ХХ век. К чему же эти агонистически-архаические сотрясания воздуха? Видимо, к тому, что скоро состоятся перевыборы в СТД. Посты, под соусом борьбы «за духовность», привлекательны, похоже, не только культурно-просветительскими задачами. Перейдя в экономическую плоскость, можно заметить, что СТД – это не только союз творцов, объединенный высокохудожественной идеей, не только профсоюз, отстаивающий права своих членов, а еще и недвижимость. Но это совсем другая тема, не для отделов культуры.
|