Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Как продать то, чего нет

Гимн отсутствию

Некоторое время назад на сайте http://www.vestcollective.ca был представлен проект Love it Blind, «любите это вслепую». Его лозунг – идея сознательного, креативного, подчеркнутого отрыва содержания от формы.

Автор собирает любовные письма, переводит их в формат Брайля и выражает в качестве рельефного рисунка на вазе. Как комментируют это создатели сайта, результат –  одновременно и закодированный узор, и абстрактное, точечное изображение. И призвано оно перешагнуть границы между языком, искусством и дизайном.

Почему этот, в общем, не самый громкий проект и заложенный в него посыл являются знаковым в своем роде? Потому что они отражают существующее не только в искусстве и дизайне устремление. Призыв перешагнуть границы вида деятельности является одновременно и призывом отбросить присущий тому или иному выразительному средству формат, овеществленные элементы выражения. И оставить одну лишь идею. А тема разрыва между идеей и форматом, пусть не новая, тем не менее отлично продается и покупается, причем покупается за большие деньги.

Вот модный, и дорогой, стиль интерьерного дизайна – минимализм. Принято связывать его с функционализмом, хотя это упрощает характер их взаимосвязи. Функция вещи, безусловно, для минимализма важна, подчеркивается и обыгрывается. Но не только она является лейтмотивом и движущим началом стиля.

Вообще минималистическая концепция предполагает функциональность, возведенную на уровень сверхзадачи, но не равна ей и не совпадает с ней. Этот интерьер обязательно – но обязательно не только – функционален.  Более того, в принципе минимализм – не столько один из стилей архитектуры, дизайна или творчества, сколько иное восприятие и преломление пространства.

Принципиальное философское отличие минимализма от любого другого восприятия  – в том, что почти любой стиль можно описать в словах «тот, где есть... (подставить нужное: острые углы, неправильные линии, лепные завитушки...)». Минимализм, в свою очередь – это гимн тому, чего нет. Его можно назвать стилем отсутствия. Нет декора, нет нагромождения деталей, нет, выражаясь штампом – ничего лишнего, кроме нужного. Почти что вообще ничего нет.

Что существует там, где чего-то нет? В первую очередь, пространство как таковое. Само по себе оно приобрело ценность и стоимость в мегаполисной постиндустриальной культуре, столкнувшейся с банальным недостатком места. Но, далее – это пространство несет в себе свободу, - как действия, так и мысли, и проявления личности обитателя.

Так, окна (с минимумом декора или без него), во-первых, выполняя прямую функцию источника света, придают прозрачность интерьеру. Но это свойство окон выходит за рамки просто функциональности, поддерживая линию самого дорогого в минимализме, свободы. Самое ценное в минималистских окнах – это выход из них в безграничное. Минималистским окном максималистских (и не только) размеров интерьер приобретает пространство, образом, аналогичным избавлению от ненужных вещей. Поэтому не может быть минималистским, например, предельно функциональное в российских реалиях окно с решеткой: концептуально правильное окно – это не источник  входа света, а источник выхода для свободной личности обитателя, канал связи внутреннего мира человека в интерьере с миром за пределами интерьера. Естественно, ни решетки, ни занавески этой связи препятствовать не должны.  Более того, даже на идейном уровне окно, полностью отвечающее духу минимализма, не может быть снабжено  какими-либо защитными устройствами.

Далее, такой интерьер позволяет его хозяину заявить о себе как о личности, умеющей лаконично самовыражаться. И, чем меньше внимания к "приложениям" - тем больше внимания собственно к персоне, существующей в этом окружении. Отсюда: при покупке минимализма покупается не только свобода как "лишнее пространство", покупается внимание к себе самому, в нем существующему. Отсутствие отвлекающих факторов тому призвано лишь способствовать.

По словам автора размышлений о дизайне Хэла Голдстайна, минимализм отражает необходимость в неперегруженном пространстве. Людям постиндустриального века, перегруженным ежедневным потоком информации, в домашней и офисной обстановке необходим фон, иными словами – неагрессивная среда, не добавляющая лишней информационной нагрузки.

Отказываясь от внешних проявлений декоративной идеи, минималистский предмет (пусть это будет предмет интерьера) делает еще один существенный шаг в философском понимании творчества в предмете. Если другие вещи подразумевают как (при возведении в максимум) уникальность идеи, так и сколько-нибудь уникальное исполнение (то есть, затруднительность копирования), то вещь минималистская – это лишь уникальная идея.

Подразумевается, и даже подчеркивается, что эту вещь при минимальной технике (и идеальном подборе материалов) легко повторить, но трудно придумать. А трудно же ее придумать прежде всего потому, что при минимуме внешнего проявления идеи существует и минимум четких правил. Не минималистский стиль мог требовать от стула обязательных гнутых ножек или китайского узора. Минимализм в этом плане предоставляет свободу.

При минимуме декора на передний план выходит материал и качество исполнения. Но материал, особенно - с особым значением поверхности, имеет свойство стареть, причем гладкая поверхность стула стареет быстрее, чем вышитая бисером. Поэтому жизненный цикл минималистической вещи относительно короток. Способствует этому и развившаяся во второй половине ХХ века "гонка за материалом": новейшие материалы являются испытанным способом создания "модности" во всем, от одежды до сковородки. Минималистская вещь не может позволить себе состариться. И здесь кроется важный момент: ликвидность и актуальность таких вещей падает несравнимо быстрее. Минимализму необходимо быть свежим.

Почему все это может стоить так дорого? Чтобы продемонстрировать желание и возможность хозяина обладать новым и новейшим. Чтобы сигнализировать о "модности" и обновляемости мышления. "Несовременный" – это уже не минимализм. Даже если это модный несовременный.

Вот чем-то созвучный проекту Love It Blind швейцарский проект-аудиобар «5000 Liebesbriefe/5000 любовных писем», представленный в разных российских городах. Воспроизводятся надиктованные на пленку любовные письма разных лет на разных языках. От трогательного фетиша - бабушкиной открытки – сознательно отделяются сопутствующие прелести: пожелтевшие края, такой немодный уже почерк, немного странная пунктуация, словом - все то, что не имеет прямого отношения к  содержанию.

Идейный минимализм, как и минимализм вообще, не может быть «старым», а накопленный опыт минималистского пространства или вещи эмоционально стерилен. Поэтому идея очищается от эмоций, нагромождения которых тоже создают, не могут не создавать конечный продукт формата  «старинная открытка». В чистом виде остается продукт «содержание любовного письма» без каких-либо ссылок на формат самого письма.

Отброшенные пыль веков и сопроводительный декор утаскивают за собой и специфицированность формата. Вот "кресло с львиными лапами конторское". Кресло – функция, лапы – формат, конторское – вытекающая из функции и формата манера использования. Кресло с лапами в контору – это классика. В кухню – фьюжн. В будуар – легкий экстремизм. А вот пластиковое кресло-кубик. Кресло-кубик, повсеместно – минимализм. Минималистский предмет, отбросив лапы, тут же выскакивает за пределы конторы. Кресло-куб. Пластик. Куда угодно.

Офисный интерьер, первоначально один из проводников минимализма, и по сей день подпитывает  это направление «офисным сознанием». Модная концепция опен-оффис позволила посадить сотрудников фирмы в большой "аквариум" с минимумом барьеров и перегородок, смена отношения к потребителю стимулировала превращение в аквариум для достижения "прозрачности деятельности".

Лозунги этой прозрачности вплелись в повседневную деловую жизнь, начиная с фостеровского купола над Рейхстагом, стеклянного – от неба до зала заседаний. «Демократия должна быть прозрачной», заявляется тут. А вот и продолжение этой идеи на более приземленном уровне. "Клиент видит, как мы работаем, и у него возрастает доверие к фирме". "Не должно быть барьера, даже символического, между клиентом и менеджером".

Эти идеи воплотились в самых разных областях, вплоть до расцвета (престижного!) типа ресторанов, где повар готовит рыбу для вас на ваших глазах. Такие факторы способствовали минимализму на идейном уровне как "стилю", превозносящему свободное (неограниченное и неподеленное) пространство.

Не в последнюю очередь, стимулом стала и эргономичность. После нефтяного кризиса 1970-х идея о том, что источников энергии вообще-то на земле мало, вошла в сознание как производителя, так и потребителя, трансформируясь в соответствующие устремления: а стоит ли переводить электроэнергию на исполнение резного декора для ножек стульев? А стоит ли тратить драгоценную древесину там, где с успехом пригодится и пластик?

Отсюда же произошло и набирающее силу контр-устремление. Скажи "нет" минимализму! (за большие деньги) - этот лозунг подчеркивает мысленную экономическую взаимосвязь нефункционального с доходом. Пусть минимализм сколь угодно дорог и моден, но найдутся те, кто в своем интерьере захочет продемонстрировать доходы логикой другого порядка: «у меня есть деньги – я могу позволить себе больше, чем минимализм – я могу истратить эти деньги нефункционально – соответственно, могу позволить себе быть неэргономичным».

Так стоит ли ждать антиминимализма и триумфального возвращения декоративности на львиных лапах? С точки зрения торжества формата над функцией – стоит. Торговля не продуктом, но символом подразумевает торговлю не функцией, но форматом.

Но с другой стороны, идея минимума внешних проявлений все сильнее вплетается в нашу жизнь в самых неожиданных местах. Виртуализация повседневности это только подхлестывает. Не случайно здесь упоминались письма на бумаге и не на бумаге. Неэлектронная почта стремительно уходит в прошлое. Вместе с ней отживает свое и соответствующий органолептический невиртуальный формат – глянцевая открытка, вкусный запах клея на конверте, хрустящий фирменный бланк. С внедрением электронной подписи даже торжественное подписание документов приобрело исключительно символическую ценность – отдать дань традиции, изящно черкнув по плотной белой бумаге холодящим руку добротным тяжелым «Ватерманом». Это красиво и приятно, но только раз в году. Остальные 364 дня солидный формат ждет своего часа, а генеральный директор пишет е-мейлы, сокращая слова и экономя детали.

Можно предположить, что в идеальном будущем формат, функция и неагрессивная среда будут продаваться отдельно. Email – для работы, «Ватерман» – для церемоний, а минимализм – для тех случаев, когда ничто не должно мешать наслаждаться тем  и другим.

По заказу фонда "Прагматика культуры"

17.07.2006
Ирина Сударикова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера