Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Правильный неправильный выбор

"Национальный Бестселлер" вручен Михаилу Шишкину

Премию «Национальный бестселлер» 2005 года выиграл Михаил Шишкин, автор романа «Венерин волос». Решение жюри до последнего момента было делом таинственным – конкуренцию будущему победителю составляли, в частности, Оксана Робски и Дмитрий Быков, сочинители, о которых в последний год много спорили (о Быкове, впрочем, спорят всегда). Выбрали, тем не менее, Шишкина – неожиданная, что и говорить, инициатива.

Учрежденный пять лет назад «Бестселлер» сразу стал предприятием в высшей степени скандальным – хотя неискушенному в русских интригах наблюдателю было бы затруднительно объяснить, что же такого ужасного было в действиях очередного премиального комитета. Дело в том, что создатели «Нацбеста» самым нахальным образом проигнорировали существующее в русской литературе «экспертное сообщество», а точнее, маленькую, но гордую мафию, состоящую из младших литчиновников позднесоветских времен. Чиновники те привыкли в оценках и награждениях своих руководствоваться только им одним понятными критериями, вследствие чего почти все русские премии девяностых годов грешили полнейшим пренебрежением не только к рынку, но даже и к любому мнению, постороннему для этого замшелого круга. «Нацбестовцы» пошли другим путем – и создали первую за последние 15 лет премию, начисто игнорирующую существование А.С. Немзера и его многочисленных компаньонов. Результаты подобной «самодеятельности» оказались вполне достойными.

Впервые в современной России задумавшись об интересах читателей и книжном рынке, судьи «Бестселлера» в 2002 году совершили то, что никому, кроме них, в новейшей нашей литературной истории еще не удавалось. Из патриотического тлена, из великодержавной Леты извлекли они Александра Проханова - и сотворили из него коммерческого писателя. Награжденный премией «Господин Гексоген» (весьма спорное, но безусловно рыночное сочинение) сделался хитом продаж и событием в новостях, а сам автор его, неподкупный коммуно-фашист превратился в гламурнейшего селебрити, присутствие которого отныне органично в любых буржуазных медиа – от «Эха Москвы» до журналов ИД «Конденаст». Решения других лет - присуждение «Бестселлера» Виктору Пелевину, Леониду Юзефовичу или же рижскому тандему Гаррос-Евдокимов («Головоломка»), были значительно менее очевидными, однако, в любом случае, имели куда большее отношение к происходящему в текущей словесности, нежели пламенная любовь прочих, «толстожурнальных» жюри к скучнейшей и никем не востребованной прозе Андрея Дмитриева или Марины Вишневецкой.

Между тем, выставляя свою премию в качестве единственной адекватно рыночной (и имея на то основания), учредители «Нацбеста» допустили одну большую концептуальную ошибку, последствия которой по-прежнему заметны в любых обсуждениях решений жюри. Понятие «бестселлер», как определение результатов премиального отбора, может быть трактовано двояко. Самое простое – награждать тех, кто уже блестяще продал свое сочинение (так идею премии в основном и воспринимают). Однако зачем тогда вообще какое-либо жюри? Не проще ли было бы в этом случае механически премировать лидера магазинной кассы? И еще – не слишком ясно, зачем автору, и так донельзя вознагражденному продажами, еще и дополнительная премия – разве что по принципу «деньги к деньгам». Куда перспективнее иное толкование концепции «Бестселлера» - награждение тех, кто еще не сделался кумиром народных масс, но потенциально может стать таковым. В подобной установке есть и смысл, и интрига – собственно, явление сконфуженному либеральному обществу бестселлероносца Проханова три года назад было результатом такого подхода к премии.

Именно в этом смысле выбор жюри на сей раз – неожиданный, странноватый. Коль скоро «Нацбест» отправился бы по пути наименьшего сопротивления (награждение королей прилавка), премию получила бы писательница Робски, успехи которой очевидны даже злейшим зоилам, клевещущим на ее трепетное творчество (и автору этих строк в их числе). Напротив, если бы «Бестселлер» вручали потенциально массовому автору, которого можно продвинуть на рынке, лауреатом должен был бы стать Дмитрий Быков, журналистская популярность которого понемногу конвертируется в область литературного признания. Михаил Шишкин же, со своей стороны, уж никак не является автором действительно ли, потенциально ли рыночных сочинений. Его проза, основное напряжение которой связано с языковой изощренностью, не годится для чтения не то что в электричке, но даже и в «брабусе» (который «брабус», на самом деле, в литературном смысле точно так же демократичен, как и электричка). И можно было бы уже предать решение жюри решительной анафеме, когда б не то обстоятельство, что Шишкин – гениальный писатель. Несомненный будущий классик, уже вошедший в историю русской литературы. И потому пристрастному рецензенту в случае с его триумфом хочется махнуть рукой на все коммерческие и социальные обстоятельства – и банально возрадоваться. Неправильно решили – и слава Богу!

17.06.2005
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера