Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Телевидение как сельмаг

Какое время покупает телезритель

На прошлой неделе самый высокий рейтинг (в стране Россия, а не в Москве или Санкт-Петербурге) получили две передачи – "Жди меня" и "Дом-2. Реалити-шоу".

Результат этот – далеко не новость. "Жди меня" – полезный и удачный проект, давний победитель телевизионного рейтинга. "Дом-2" колышется между вторым и шестым местом, уступая то древнему языческому "Полю чудес" – капищу, куда стекаются со всей страны маленькие жертвоприношения на алтарь телевидения, – то великому КВНу, который со своим профессионализмом любителей все больше походит на советский спорт.

Это значит, что из всего телевизионного времени, выложенного на витрину, общество лучше всего покупает сентиментальность и пафос. Согласитесь, между телевидением и обществом давно сложились товарно-денежные отношения: интерес – это денежная единица (один интересант), а рейтинг – кассовый аппарат, фиксирующий факт покупки.

Эти отношения пронзительно интересны еще и потому, что их результаты полярно противоположны товарно-денежным отношениям печатных изданий (журналов, газет) с обществом. Или, вернее, иллюзиям, которыми питаются эти самые печатные издания.

Телевидение начинает жить именно энергией пафоса – передачи "Жди меня", "Встань и иди", "Прости", "Солнечный круг". Готовятся к выпуску проекты "Спасатель", "Спасибо" (первоначальные варианты названий "Соседи", "Верные друзья": в основе сюжета – рассказ о человеке, который помог тебе в трудную минуту). Печатные издания пафоса и сентиментальности как раз бегут.

Как легко в нашей корпоративной светской гостиной пишущих журналистов опозорить себя излишним пафосом (у нас не газета "Семья"!) Да и зачем? Журналистика, работающая сама на себя, выработала хотя бы один безусловный ресурс – хороший тон. Правила хорошего тона гласят: дискуссию нужно вести "до первой желчи", единственная приличная дуэль – соревнование "кто больше съест мороженого". Единственный доступный нам пафос – это написание оды "О вкусовом пупырышке", а единственное исключение (как ода Тредиаковского "Екатерина Великая о!// Приехала в Царское Село!") – это, конечно, Колесников из "Коммерсанта" и его прекрасный герой. Босуэл и Джонсон.

Да, еще безусловные правила: человек, спущенный с социальной лестницы, не может быть ньюсмейкером – градус жизни нельзя понижать.

Следует ли предположить, что покупатель газет и покупатель телевизионного времени – разные люди? Телевизор – это большинство, а газеты – меньшинство? Ориентация на молодых городских профессионалов "от 25 до 40, доходом выше среднего", столь излюбленная в нынешних печатных изданиях, жаждущих щедрых рекламодателей, не работает на телевидении?

Мне удалось подслушать увлекательные жалобы редактора программы "Квартирный вопрос". Программа имеет проблемы оттого, что, как только телевизионщики и дизайнеры отправляются улучшать и без того хорошее элитное жилье, рейтинг катится вниз, как только идут в обычную хрущобу – взметается вверх. Люди не хотят, чтобы и с "богатыми" происходило чудо квартирной перестройки.

Кстати, на телевидении есть один канал, который совершенно имитирует образ мысли печатного издания, глянцевого журнала. Это канал "Домашний". Его наглядная неудача может научить нас многому. Телевидение покупается народом. Народу не нужно рассказывать, куда переставить пятиметровую кровать в пятидесятиметровой спальне по методу фен-шуй. Хлеб, слезы и любовь – вот что нужно. Жизненный конфликт, преодоление, документальная мелодрама. Наверное, менеджеры "Домашнего" долго рассказывали спонсорам, что страна наполнена состоятельными домохозяйками, которые готовы по утрам прильнуть к экрану.

Ошибка в том, что не привычными вещами нужно привлекать к экрану, а привычными мечтами, идеями. Вещи-то на экране могут быть лучше, чем у домохозяйки в доме, тогда и программа сразу становится неинтересной. Нельзя выиграть в войне вещей, зато – можно в войне идей.

Нравится ли вам нынешнее телевидение? Нет, но можно ли осуждать чужую покупку?Телевизор нынче похож на сельмаг. Только в сельском магазине спрос равен предложению. Там все заранее просчитано – что берут, то и продают. И нет надежды на чудо. На то, что вдруг появится волшебный покупатель, который купит все тонкое, странное, дорогое, залежавшееся, или найдется отважный продавец, который неожиданно привезет нечто прекрасное, и это прекрасное окажется "по деньгам". В сельмаге и у покупателя, и у продавца нет друг от друга секретов, нет выразительных средств.

В конце концов, телевизор – это все, что мы можем себе позволить.

20.06.2005
Евгения Пищикова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера