Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Цена образа

Интервью с директором Московского дома фотографии Ольгой Свибловой

- Как формируется сегодня цена на фотографии?

- Как на работы художника. Я имею в виду только арт-фотографию. C фотографией street, мне не очень нравится определение «журналистская» или «репортажная», все по-другому. Имя фотографа-художника создается выставками в галереях и музеях. Но это не значит,  чем больше выставок, тем успешнее фотограф. Не обязательно выставляться много, главное в важных местах – таких в мире немного, несколько десятков.

- Но престиж галереи, ее значительность так же зависит от того, насколько известные художники в ней выставляются. Так что галерея – и экспертная инстанция, и рыночный игрок, и навигатор потребителя фотографии.

- Тут все взаимосвязано, галерея – посредник между фотографом и музеем,  фотографом и покупателем. Это сегодня совершенно необходимая институция. Художники хотят выставляться в определенных галереях, галереи ищут художников, востребованных публикой. Чтобы определить, кто будет успешно выставляться и хорошо продаваться, иметь успех у публики и нравится прессе, а кто нет, галерист должен иметь абсолютный нюх, развитую интуицию. Должен знать сотни фотографов, ездить на фестивали и узнавать новых. И конечно заботиться о том, чтобы интерес к фотографии не угасал. Он должен рисковать, но и обязан сохранять свою репутацию. Так же, повторяю, обстоит дело и с художниками.  

- Но художник пишет уникальные произведения, независимо от качества это все равно ручная, штучная продукция, а фотография легко тиражируется.

-  Есть определенная договоренность между покупателем и заказчиком - количество отпечатков с негатива фиксируется договором. Тот, кто этот договор нарушает, для рынка больше не существует. Его просто отлучают от него навсегда. Но тут есть другая проблема – классик мировой фотографии Анри Картье-Брессон снял за свою долгую жизнь миллионы кадров, но на рынке присутствуют только три сотни известных сюжетов. И именно эти три сотни дорого стоят, остальные, можно сказать, ничего не стоят, хотя это тоже Картье-Брессон. Так что имя фотографа автоматически не определяет цены на его фотографии. Но и не все картины Ван Гога стоят столько же, как его «Подсолнухи». Что касается старой, раритетной фотографии, то тут выше всего ценятся винтажи – подлинные авторские негативы и отпечатки, сделанные с них автором. Гораздо дешевле современные отпечатки с авторских негативов.   

- Но сегодня все так легко подделать, имитацию на глаз не отличишь от подлинника.

- Я  сама однажды купила на аукционе снимок начала прошлого века, имевший вроде бы чистое происхождение, соответствующую печать, бумагу, рамку, а дома в сильное увеличительное стекло разглядела на фотографии пиксели. Хорошо, что это был аукцион, и я фотографию смогла вернуть. Фотография – сложный бизнес, и опасный, но сегодня очень быстро развивающийся. Цены стремительно растут и это очень тревожно.

- Почему ?

- Быстрый рост всегда грозит обвалом рынка. Цены на фотографию возросли в последние годы в разы.

- А кто покупатель? Коллекционеры и музеи?

- Последние годы коллекционеров становится все больше, и они все чаще собирают специализированные коллекции – антикварную фотографию 19 века, или современную, или 20-30-х годов, пикториализм, авангард, пейзажи, ню. Или, например, старые виды определенного места, или какого-то определенного художника. Есть уникальные корпоративные тематические собрания. Ещё люди охотно покупают дорогие фотографии в качестве произведения искусства  для своих домов, квартир, офисов. Бум на фотографию совпал с тем моментом, когда искусство стало по преимуществу концептуальным, и публика соскучилась по визуальности, востребовала изображения. Два десятилетия назад цены были значительно ниже, и никто тогда о тираже не беспокоился. Например, на рынке много отпечатков таких теперь признанных знаменитостей как Хельмут Ньютон или Уильям Кляйн. Они не заботились о том, чтобы следить за количеством отпечатков. Поэтому и цены на их фотографии могут быть самыми разными.

- Итак, цена складывается из стоимости имени автора, из качества самого кадра и количества этих кадров на рынке.

- Повторяю, что эта схема применима к фотографиям современных художников, которые работают с фотографической техникой как старые мастера с красками, или с бронзой. Еще, разумеется, имеет значение, что снято. Если фотограф средней руки имеет неизвестные и кое-как сделанные снимки, например, Мэрилин Монро, то, конечно, он продаст их во много раз дороже, чем свои фотографии лучшего художественного и технического качества. Со street фотографией все несколько по-другому.  Есть только один фотограф, который продает снимки из горячих точек за высокую цену, но он действительно большой мастер.

- А если кто-то снимет, например, голого Буша?

- Он дорого продаст эту фотографию в газету, но это не наша история.  Впрочем, и со street фотографией сегодня много проблем, возможности цифровых технологий достаточно велики, чтобы  фотография потеряла функцию документа,  любую реальность можно воспроизвести на компьютере.

- Сейчас снимают цифровыми камерами, которые не оставляют негатива. Как тут быть? Или все равно придумается такой способ, чтобы и в тиражной продукции оставалась возможность найти уникальное?

- Найдут. Звезды современного искусства Пьер и Жиль над каждой фотографией так много  работают, что в результате получается совершенно уникальное произведение, которое воспроизвести не легче, чем картину. И конечно все дорогие фотографии должны быть безупречно качественно отпечатаны. Вот фотографии самого дорогого современного фотографа  Андреаса Гурски – это, прежде всего, фантастическое качество! Высшее проявление немецкого педантизма, его снимок и был продан почти за 800 000 долларов.

- Но зачем мне тратить такие деньги, если я могу найти изображение в Интернете, скачать его и отпечатать.

- Такого качества вы никогда не достигнете! Или потратите на достижение его много денег. Но проблема авторского права на изображение, на image, стоит серьезно. Конечно, воруют!

27.06.2005
Алина Зазелова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера