Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Пощечина общественному вкусу

Обезьяна выиграла у Ренуара

Лондонский торговый дом Bonhams выставил на аукцион картины, принадлежащие кисти шимпанзе по кличке Конго. Устроители рассчитывали получить за обезьянью мазню не более £1500, однако полотна Конго ушли за сумму, в десять раз превосходящую ожидания: некий американский коллекционер приобрел их за £14400. Это странное обстоятельство вполне могло бы произвести фурор уже само по себе, когда бы не тот факт, что одновременно с аукциона сняли картину Энди Уорхола и скульптуру Огюста Ренуара – за отсутствием интереса к ним.

Арт-критики и культурологи поджали губы. Они потрясены до глубины души. Триумф грубого примата мог бы понравиться Чарльзу Дарвину, но не поклонникам высокого искусства. Для них это смачный плевок в душу, громкая пощечина общественному вкусу. Неразумная обезьяна, намалевавшая нечто на листе бумаги, давно умерла от туберкулеза. Но ее посмертный перформанс заколотил последний гвоздь в гроб классической европейской культуры, и никто не станет оплакивать эту смерть, подняв залитое слезами лицо к потолку Сикстинской капеллы, - зато каждый будет рыдать над несчастной судьбой талантливого шимпанзе, который ушел от нас в расцвете сил, полный творческих планов.

И нет ничего удивительного в том, что картины покойного Конго приобрел именно американец. Американец – давний могильщик культуры, человек без роду без племени, без исторической памяти, набитый массовыми гамбургерами бесчувственный мешок, способный только потреблять, размножаться и скакать с континента на континент, насаждая свою тупую демократию – дикую, как в джунглях. Немудрено, что такому нравится живопись обезьяны – чистая, не замутненная никаким культурным бэкграундом животная рефлексия. То же самое чувствует и он сам, увидев эмблему McDonald’s. Ему хочется есть и безотчетно хочется запечатлеть эту потребность, но он не художник, а рисующий человек обязательно должен быть художником и должен быть признан таковым – вот в чем кошмар мира людей. Тогда он находит выход. Он берет в руки обезьяний рисунок и отдает его образованным искусствоведам, закончившим европейские университеты, и они – ведь им тоже хочется есть – говорят, что рисунок выполнен в стиле абстракционизма и что на этом полотне художник Конго отразил свое видение банана. И все рукоплещут и кивают головами, приветствуя новое искусство.

На самом деле случившееся на аукционе Bohnams нимало не подтвердило, а скорее опровергло теорию Дарвина-Энгельса. Обезьяну в человека превращает не труд, а пиар и слава. А без пиара и славы человек – даже не обезьяна, а так, полное и абсолютное ничто.

На днях ассоциация американских каскадеров изъявила желание, чтобы ее члены также номинировались на “Оскар” и получали эти награды. Американская киноакадемия отказала им, отделавшись какими-то дежурными фразами о том, что стратегия Киноакадемии заключается в численном уменьшении статуэток, а не в увеличении их. Отговорка в высшей степени формальная, если учесть, какую финансовую выгоду можно извлечь хотя бы из самого факта появления новой номинации. Между тем киноакадемики, во всяком случае, американские, прекрасно умеют считать деньги, так что их решение куда более продуманно, чем кажется на первый взгляд. Каскадеры не нужны и неинтересны зрителю. Зрителю хочется верить в сказку, верить, что над бездонными пропастями ежеминутно висят Том Круз, Бред Питт и Анджелина Джолли, а вовсе не безымянные труженики опасной профессии. Пусть они и дальше прыгают, подобно обезьянам, с вершины на вершину, а славой с ними делиться никто не собирается. Покушения на сказку Голливуд не потерпит, потому что сказка и есть действительность. Если бы Конго не умел рисовать, право слово, стоило бы какому-нибудь безвестному, никем не признанному, пьющему абстракционисту создать все эти картины за него и просунуть их между прутьями клетки, пока обезьяна спала, чтобы на следующее утро Конго проснулся знаменитым. Но такой сюжет для Голливуда невозможен, там скорее снимут фильм о том, как Конго – самый человечный человек – просыпается утром и смотрит окрест себя круглыми черными глазами, в беспокойстве скачет по клетке, страшно тоскуя по лианам и бананам, а затем бросается к холсту, изливая на него всю глубину своего разрыва с окружающим миром. И американский зритель рыдал бы в кинотеатрах, заливая слезами поп-корн, и фильм бы сделал фантастические кассовые сборы, и поступил бы в мировой прокат, и европейские критики сдались бы, и расхваливали эту слезовыжималку, потому что Европа давно сдалась массовой культуре, капитулировала и перестала даже цепляться за собственную идентичность, в полной мере обретя amor fati.

Но Америка в этой европейской катастрофе виновата менее всего. Вместо того, чтобы кривить губы и вопить о бездуховности и гибели культуры, обвиняя в ней ни в чем не повинную обезьяну, Европе следовало бы сказать спасибо американцу, купившему обезьяньи картины. Сказать спасибо и оборотиться на себя. Американец ничего не изобрел, его жест – не результат американской масс-культуры, а результат европейской элитарности, доведенной до крайнего абсурда. Актуальное искусство, весь ХХ век безраздельно властвовашее над европейским культурным контекстом, породило в итоге абстракционизм в исполнении обезьяны. "Черный квадрат" Малевича - его прямой и законный прадедушка. Если картина кончилась, если взамен образовалась зияющая пропастью дыра, если никаких ценностей нет и быть не может, то все в мире пиар и ничего, кроме пиара. Американская массовая культура, земная и простодушная, наравне с европейским классическим искусством на аукционе в Bohnams потерпела сокрушительное поражение: в аутсайдерах оказался не только старомодный Ренуар, но и мессия масс-культуры Энди Уорхол. И это крайне симптоматично. Покупка за £14 400 полотен авторства шимпанзе – и в самом деле пощечина общественному вкусу, но вовсе не тому, который считает себя оскорбленным.

28.06.2005
Карен Газарян

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера