Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Московский мечущийся

Способен ли ММКФ стать авторитетным фестивалем

У всех, кто ходит на Московский международный кинофестиваль - от простых до продвинутых зрителей и от кинопрофессионалов до прессы - продолжает оставаться подспудное ощущение, что он – все еще – событие локальное и провинциальное. И с этим должно согласиться. Хотя примерно с 2000 года, после дичайшего провала в 90-е, фестиваль стал похож на настоящий (а в узкую группу ведущих кинофорумов мира по рейтингу FIAPF – международной ассоциации кинопродюсеров – он загадочным образом входил и прежде), все-таки смешно говорить, что ММКФ способен конкурировать с ведущей тройкой европейских фестивалей – Каннским, Берлинским или Венецианским – или заокеанским гигантом – кинофестивалем в Торонто. Столь же самонадеянным было бы заявить, что у ММКФ есть свое лицо, как, например, у фестивалей в Локарно или Роттердаме.


Хотя формально Роттердамский и Торонтский форумы не входят в ту упомянутую группу главных киносмотров, которую у нас, не понятно, с чьей подачи, традиционно именуют «фестивалями категории «А». В Торонто нет конкурсной программы, а у Роттердама, по крайней мере, еще недавно были какие-то контры с FIAPF, лишившие его высочайшего продюсерского одобрения.


Не будем голословными. Проанализируем, зачем именно проводятся крупные фестивали, какие свои задачи ММКФ выполняет, а какие нет, в чем заметен прогресс.


1. Развлечение, информирование и, извините за грубость, культурное воспитание зрителя.  Тут ММКФ как раз выполняет свою функцию. В середине и даже конце 90-х, когда фестиваль, похоже, проводился с единственной целью – дать заработать его организаторам, отбор фильмов был случайным и халтурным. После каждого смотра я составлял и публиковал список громких арт-хитов года, которые должны были показать нашему зрителю, но не показали. Теперь – никаких претензий. ММКФ действительно отражает то, что происходит в мире кино, а если какие-то фильмы до него и не доехали (заявленный «Матч-пойнт» Вуди Аллена), то по обстоятельствам форс мажорным: Аллен решил устроить европейскую премьеру в Лондоне, где фильм и снимался. В данном случае, фестивалю помогает то, что в стране сформировался структурированный прокатный бизнес. Фестиваль может получить все последние фильмы хоть Ларса фон Триера, хоть Ханеке, хоть братьев Дарденнов, потому что они уже куплены для проката в России. Кто-то скажет: так в чем тогда заслуга фестиваля, если многие из показанных ММКФ фильмов тут же выйдут в прокат? (Для примера: «Разборки в стиле кунг-фу» появились прямо во время ММКФ - 23 июня. «Легенда о Джеке и Роуз» выходит 30 июня. «Космос как предчувствие» - 7 июля, «Хористы» - 14 июля, «Переводчица» - 21-го, «Входите без стука», «Скрытое» и «Три экстрима» - 28-го).


 Но такова общемировая фестивальная практика. Две трети показов любого крупного фестиваля – это предпремьеры картин, которые потом выйдут в национальный прокат. Кроме того важно, что во всех основных внеконкурсных программах 2005-го («Восемь с половиной фильмов», «Азиатский экстрим», «Национальные хиты», «Датское кино сегодня», не говоря уже про программу конкурсную) были и фильмы – в некоторых программах они превалировали, - у которых еще нет и, возможно, не будет российских владельцев.


2. Реклама и продвижение купленных фильмов внутри страны. Безусловно, и здесь ММКФ стал играть более важную роль. Можно даже сказать, что он переборол опасения продюсеров и прокатчиков. Несколько лет назад эксперты заговорили о том, что фестивальное движение сталкивается в России с серьезной проблемой. Владельцы фильмов зачастую не хотят давать их фестивалям. По двум понятным причинам. Во-первых, владельцу фильма важно, чтобы пресса массово писала о нем именно в момент выхода в прокат, а многие СМИ, отрецензировав картину во время какого-нибудь фестиваля, вторично писать о ней отказываются. Во-вторых, именно во время фестивалей иногда возникают полумистические ситуации коллективного неприятия: фестивальный зал с агрессивной неприязнью, вызванной когда погодой, когда общей усталостью, когда вообще черт его знает чем, побивает камнями очень хорошую картину, что может погубить ее судьбу. В середине 90-х в Канне зал не принял «Мертвеца» Джима Джармуша. Фильм заклевали так, что владельцы целый год боялись отдать его в мировой прокат. А теперь «Мертвец» считается современной классикой.


Эти опасения продюсеров и прокатчиков сильно ударили по Сочинскому фестивалю, которому в результате даже пришлось отказаться от международной программы. Но значение ММКФ как рекламного агента и раскрутчика в глазах прокатчиков лишь возросло. В этом году все прокатчики отдали ему свои лучшие картины, даже если собираются выпускать их только в сентябре или декабре.


Есть, однако, важное но. Речь идет только о так называемом серьезном кино. Для Голливуда ММКФ остается совсем не авторитетным. В рамках фестиваля не прошло ни одной голливудской премьеры. «Переводчица» не в счет – это была премьера российская, а мы говорим о мировых или хотя бы европейских. Фестиваль мечтал показать на закрытии «Войну миров» Спилберга – Голливуд не разрешил. Он не поверил в рекламную силу ММКФ, зато испугался, что фильму могут нанести вред рецензии (во вера в силу критики, даже одной только российской!), которые появятся у нас за день до начала общемирового проката. В итоге премьера «Войны миров» прошла во все том же зале «Пушкинский», где отмечали и закрытие ММКФ, всего на два дня позже!


3. Посредничество при продаже иностранных картин в Россию и любых картин (не только российских) в другие страны. Любой серьезный фестиваль – это еще и рынок. Есть и отдельные кинорынки, не связанные с фестивалями (миланский или лос-анджелесский), но Берлинский и особенно Каннский не менее значимы. Прокатчики из всех стран, включая Россию, валят туда валом, переходя друг другу дорогу и перебивая цены. В конце хвастаются, кто что увел из-под носа у других. В Москве есть видимость кинорынка, но я не слышал, чтобы кто-то из наших прокатчиков активно бегал тут по кинозалам и что-то приобрел. Уж тем более: никакие иностранцы не приезжают сюда с целью присматривать картины для покупки. Правда, именно в 2005-ом ММКФ все же начал осуществлять некоторые международные бизнес-функции. В очередной раз стало ясно, что ММКФ как главный фестиваль страны тесно связан с развитием и конъюнктурой российского кинорынка: отечественные фильмы стали побивать в прокате голливудские, в итоге в Москву приехало довольно много иностранных кинобизнесменов, решивших прощупать почву, не окажется ли для них выгодным вкладывать деньги в российское кино. Например, было много итальянцев, у которых давняя страсть к кинобизнесу, только особых коммерческих успехов ни внутри страны, ни в мире почему-то давно нет.


4. Главное. Формирование новых культурных тенденций. Когда мы сказали, что прокатчики приезжают в Канн и Берлин драться за фильмы, мы не уточнили, что дерутся-то они прежде всего за конкурсные фильмы! Или – шире – фильмы официальной программы, где сплошь премьеры и все самое новомодное, актуальное, интересное.


Московский конкурс-2005 был неплохим: посильнее предыдущих, без явных провалов, с несколькими весьма достойными работами («Космос как предчувствие» Учителя, «Хроники обыкновенного безумия» чеха Петра Зеленки, «Дорогая Венди» датчанина Томаса Винтерберга по сценарию Ларса фон Триера, «Чамскраббер» американца Арье Посина и даже др.). В то же время, никаких новых мод и тенденций ММКФ как не формировал, так и не формирует, потому сюда в предвкушении чуда-открытия по-прежнему не приезжают ни ведущие критики мира, ни ведущие прокатчики.


На этот упрек обычно отвечают так: в мире не так много киношедевров. Более или менее достойных картин едва хватает на конкурсные программы Канна, Берлина и Венеции. Если продюсер знает, что произвел картину, достойную Канна, то его и под дулом пистолета не заставишь отдать ее в Москве. Вот если Канн, Берлин и Венеция от фильма отказались, тогда, пожалуйста, берите. Впрочем, продюсер еще покумекает, что ему выгоднее: Москва или Карловы Вары. А, может, Локарно или Сан-Себастьян.


Так, да не так. Проблема в том, что московский фестиваль в принципе не ставит перед собой задачу формировать какие-либо моды или тенденции. Мы сказали в самом начале, что у ММКФ нет своего лица. Уточним: нет стиля. Нет идеологии. У всех главных фестов четкая идеология, что тоже – помимо традиции и давнего авторитета – делает их обязательными для кинобизнеса. Каннский фестиваль поддерживает то кино, которое является на данный момент наиболее артистически актуальным. Берлинский – наиболее политически прогрессивное. Функционерам Московского давно пора бы громко произнести некую внятную фразу, которая помогла бы и им самим структурировать свою деятельность, и кинобизнесменам с журналистами четко понять, чего же ожидать. Например, мы играем роль культурного моста между Европой и Азией и поддерживаем прежде всего мультикультурные проекты. Или: мы забили на мэтров, но пытаемся на ранней стадии распознать и сделать модными молодые таланты. Иными словами, именно мы в Москве моделируем кинематограф будущего.


Если фестиваль сформирует свою идеологию и поставит перед собой внятную задачу, то развивающийся российский кинорынок (а если не случится глобальных катаклизмов, он будет устойчиво развиваться еще годами) ему в очередной раз основательно поможет. Когда не только российские и голливудские фильмы, но и хотя бы отдельные европейские или азиатские… Да что выражаться общими фразами: когда ПЕРВЫЙ европейский или азиатский фильм заработает у нас в прокате десять миллионов у. е., продюсеры, которые прежде и не поглядели бы в сторону Москвы, начнут задумываться, стоит ли им отдавать фильмы тому же Берлину, или Москве, дающей теперь большую отдачу? А уж про Карловы Вары и скромный чешский рынок в той ситуации никто и не вспомнит.


29.06.2005
Юрий Гладильщиков

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера