Американская Федеральная комиссия по торговле (FTC) представила в Конгресс отчет о перспективах введения специальной маркировки - ADV:, - в теме рекламных сообщений, рассылаемых по электронной почте. По мнению американских законодателей, это могло бы помочь интернет-провайдерам и получателям писем автоматически фильтровать нежелательную корреспонденцию.
Согласно CAN-SPAM Act, в отчете должен быть представлен план по введению требования о маркировке, либо, напротив, аргументы против использования такого способа борьбы со спамом. Комиссия предпочла второй вариант, и вполне убедительно аргументировала свою позицию.
Анализ ситуации на антиспамерских фронтах в тех странах и штатах США, которые уже установили подобное требование, заставил Комиссию усомниться в его эффективности. По ее мнению, «крайне маловероятно, что закоренелые спамеры станут выполнять требование маркировать рассылаемые ими сообщения». Скорее наоборот, вместо спама будут отсекаться сообщения законопослушных маркетинговых компаний, которые и так соблюдают требования закона и профессиональной этики.
В конце прошлого года Комиссия дала отрицательное заключение на другую идею, заложенную в CAN-SPAM Act, - создания т.н. National Do Not Email Registry - базы адресов, по которым ни в каких случаях не должен рассылаться спам. По ее мнению, создание такой базы «не приведет к сокращению объема рассылаемого спама, а в худшем случае, наоборот, приведет к его увеличению».
Решить проблему спама так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы - идеальный вариант, однако опыт показывает, что по-хорошему со спамерами договориться не получается. Вот американцы и не питают радужных иллюзий по поводу законопослушности спамеров.
Свобода слова, дела и прочих способов самовыражения заканчивается в оплоте мировой демократии ровно у той черты, за которой начинаются «интересы национальной безопасности». А поддержание гигиены глобальной информационной сети, безусловно, относится к ее сфере.
К сожалению, отечественным законодателям зарубежный опыт - не указ. В новой редакции ФЗ «О рекламе», внесенной весной в Госдуму, отражен полный набор идеалистических заблуждений в отношении спамеров, включая веру в эффективность принципа opt-out. Суть оного в том, что спамерам дозволяется осуществлять рассылки до тех пор, пока получатель информационного мусора не попросит их прекратить безобразничать.
Да, доверчив российский депутат, свято верит в законопослушность своих избирателей. Не сомневается, что в ответ на первое же гневное письмо спамер одумается и перестанет рассылать предложения выучить английский или купить металлопрокат.
По российской традиции, к изучению зарубежного опыта приступают только после упорных попыток найти собственный путь. Тогда, почесывая шишки на лбу, депутаты наконец прочтут отчет Федеральной торговой комиссии США, многозначительно поднимут палец и воскликнут «О! Оказывается, зарубежный опыт показывает, что...». И опять не заметят главного, что зарубежным этот опыт является для Америки, а для России - собственным.