Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Физики и лирики в рыночной экономике

Прошел Круглый стол по проблемам подготовки менеджеров культуры

В четверг, 30 июня, в Москве, в Высшей Школе Экономики, прошел круглый стол  «Проблемы подготовки менеджеров в сфере культуры». Вопрос, вынесенный на обсуждение, в период перехода к рыночным условиям существования, стал для отечественной культуры едва ли не ключевым. Тем не менее, упорядоченных разработок здесь пока явно не хватает, опыт накапливается стихийно, и большинство тех, кто реально занимается менеджментом в сфере культуры, обучались этой сложной деятельности в основном эмпирически. Проблема, обсуждавшаяся на Круглом столе, была сформулирована его организатором Александром Долгиным (президентом Фонда научных исследований «Прагматика культуры») так: культурные заведения, безусловно, нуждаются в профессиональных менеджерах, однако вопрос в том, где и как готовить таких специалистов. Сейчас обучение проходит на базе гуманитарных вузов, однако, предложил г-н Долгин, имело бы смысл готовить их из экономистов, поскольку в этом случае менеджеры культуры будут обладать принципиально более глубоким пониманием внутренней механики экономических процессов в их сфере деятельности.

Как показал ход обсуждения, на данный момент существуют очень разные взгляды на проблему, более того - очень разные мнения относительно того, что считать ее узловыми точками, заслуживающими внимания в первую очередь. В своем  выступлении Борис Еремин (президент российского отделения IAA, зав. кафедрой PR МИР) предложил воспользоваться западной моделью подготовки, по которой менеджера в сфере науки или культуры не учат сразу и целенаправленно. В таком варианте студент сперва получает фундаментальное образование, предпочтительно - естественнонаучное. К менеджменту он переходит, если за время обучения понимает, что испытывает больший интерес не к собственно избранной им сфере деятельности, а к ее популяризации и продвижению. В своей подготовке он при этом, естественно, учится уже не «менеджменту культуры «вообще», а работе со своей конкретной отраслью деятельности. Специалист, подготовленный таким образом, имеет одно фундаментальное преимущество - ориентированность на системный подход к своим задачам.

Выступивший за ним Эдуард Бояков (учредитель Ассоциации «Золотая маска»)предложил совсем другой ракурс видения проблемы. По его мнению, важнейшим недостатком современного культурного поля является не отсутствие «системного образования». В споре физиков и лириков победили физики, и в том, на взгляд г-на Боякова, главная беда. Культура, по его определению, - это область непрагматических и нетехнократических ценностей, но, в то же время, нынешнее общество, нынешние власть и люди - а значит, и культура – «заражены технократизмом». Из-за этого сейчас не определены самые основные критерии культурной политики, и в этой ситуации говорить методах подготовки менеджеров в сфере культуры г-н Бояков считает невозможным - ведь нет понимания этой сферы как таковой. Впрочем, если все же пытаться спрогнозировать какие-то общие принципы, на которых должна будет проводиться подготовка подобных специалистов, здесь, по его мнению, не вызывает сомнения одно: основной базой для менеджера культуры должно быть гуманитарное, а не экономическое образование – «из физика не сделать лирика, но из лирика можно сделать физика».

Елена Левшина (профессор Санкт-Петербургской Госакадемии театрального искусства), человек с более чем 30-летним опытом реальной подготовки менеджеров культуры, указала, что данная проблема впервые была заявлена еще в конце 60-х годов, причем как в нашей стране, так и на мировом уровне. Окончательного разрешения вопроса, таким образом, ожидать не стоит, но, с другой стороны, накопленный до сих пор опыт заслуживает самого внимательного изучения. Вообще же, по мнению г-жи Левшиной, специфика работы менеджера культуры состоит в том, что ему необходимо уметь сочетать в равной степени и рациональный подход к делу, и понимание культуры. Для этого, в конечном счете, необходима одаренность ничуть не меньшая, чем для занятий собственно искусством. В связи с этим не так важно, готовить ли специалистов на гуманитарной или экономической базе, основную роль играет то, кого, а также по какой программе, обучает педагог.

По мнению Юрия Белявского (главного редактора газеты «Культура»), после довольно резких и метких замечаний которого обсуждение перешло от докладов к дискуссии, в стране в самом деле не хватает понимания культурной политики - в сущности, того, что такое культура. Тем не менее, при выработке подхода к ней, а значит, и к подготовке менеджеров в данной сфере, можно будет исходить из того, что практический подход и понимание культуры сочетаемы - на это указывает мировой опыт. Этим опытом в более конкретных случаях, однако, стоит пользоваться осторожно. России нужны свои, а не копированные программы подготовки, которые необходимо создавать практически с нуля, для чего нужно идти за опытом к людям, которые ежедневно соприкасаются с «черным хлебом культуры» - директорам провинциальных театров, музеев и другим подобным менеджерам-практикам.

Леонид Ионин (декан Школы российских исследований ГУ-ВШЭ) раскритиковал поворот, который приняла дискуссия. По его мнению, нет смысла обсуждать, нужно ли готовить менеджеров культуры - ответ очевиден. Вопрос должен быть в том, как их готовить, и здесь ошибка может оказаться в том, чтобы абсолютизировать какую-то из сторон их деятельности. Различие между «физиками» и «лириками» отнюдь не непреодолимо, и профессия менеджера культуры отличается от просто менеджера, в конечном итоге, не какими-то фундаментальными установками, а всего лишь некой особой спецификой. Г-н Бояков, однако, резко не согласился с этой точкой зрения, увидев в ней примитивизацию культуры, поскольку культура не может и не должна быть сведена к отрасли экономики.

Сергей Ларионов (ректор Института экономики и культуры) тоже попытался несколько сместить схему расстановки акцентов в данной проблеме. Как он считает, при реальном обучении процесс всегда протекает очень индивидуально, и невозможно сделать единый выбор, на какую составляющую делать упор. Главным здесь является само наличие движения, реагирования на задачи, которые ставит реальная жизнь, а кроме того, комплексность подхода к учебе.

Несколько участников дискуссии обменялись примерами из своей практики, признав, что иностранные методики в отечественных условиях применимы, но ограниченно, и в конечном итоге наших специалистов необходимо учить работать с нашей, а не американской или абстрактной культурой. Здесь, однако, Владимир Сорокин (директор по работе с регионами Ассоциации менеджеров культуры) указал на еще одну проблему: приватизация культуры идет сейчас в стране, но фактически нелегально, из-за этого обмен опытом работы затруднен, что мешает появлению общих критериев политики в данной сфере. О проблемах, создаваемых приватизацией культуры, говорил и выступивший в конце Александр Карманов (гендиректор Российского музыкального информационного центра). Он указал, что в ходе этого процесса огромные пласты культуры будут просто уничтожены, что ставит закономерный вопрос - для кого, собственно, вообще планируется готовить менеджеров: для массовой культуры или для культуры более «продвинутой» и некоммерческой. Это позволило г-ну Долгину напомнить собравшимся о том, что соотношение между массовой и «высокой» культурой - едва ли не 95 на 5%, но речь нужно вести именно о культурном менеджменте всего культурного пространства, не ограничиваясь только некоммерческой его частью.

Круглый стол был первым в обсуждении проблем подготовки менеджеров культуры, и поэтому, естественно, что затронутых, но не разработанных тем осталось еще очень много. Тем не менее, по свидетельству самих приглашенных, мероприятие получилось весьма продуктивным - участникам уже удалось получить некоторые конкретные итоги. Так, в частности, все согласились, что на подготовку менеджеров культуры требуется 4 года основного образования (с большим количеством факультативов) и 2 года магистратуры уже непосредственно по менеджменту в выбранной области. Другие вопросы пока не имеют четких ответов, однако главное - продолжать работу, и тогда выработка цельной концепции подготовки менеджеров, в чем действительно нуждается отечественная культура, станет лишь делом времени.

01.07.2005
Алексей Еременко

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера