Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Проиграют любопытные

Гиганты звукозаписи строят в сети пирамиду

Гиганты звукозаписи, кажется, придумали, как использовать привычку нынешних пользователей меняться музыкой в сети. Через четыре года после суда над Napster звукозаписывающая индустрия меняет стратегию: теперь в обиход вводятся новые пиринговые (P2P) сети, позволяющие обмениваться музыкой, но строиться они будут при помощи мейджор-лейблов и по их правилам.

Пока придумано две технологии. Первая, под названием Peer Impact, откроется в начале следующего месяца.  В ней пользователь может отыскать нужную запись по каталогу, насчитывающему пол-миллиона треков, а кроме того, сервисом будут индексироваться треки со всех крупнейших лейблов. Тот, кто скачивает песню первым, платит полную сумму, следующий скачивает его уже с компьютера первого – тоже за деньги, но чуть меньшие. То есть это что-то вроде музыкальной пирамиды для тех, кто привык пользоваться программами типа Emule, Soulseek или Kazaa.

А нынешняя компания основателя Napster Шона Фаннинга, Snocap Inc, запускает сервис Mashboxx: в его обращении будут находиться те треки, которые по разным причинам не представляют интереса для рекорд-лейблов: промо-версии, концертные записи, всякая инди-музыка и старые альбомы, права на которые больше не охраняются законом об авторских правах. Те треки, которые защищены законодательством, обещают отслеживать, а о нарушителях сообщать в представительство мейджор-лейбла. Меняться собственными треками не разрешено и в Peer Impact.

Сами по себе идеи здравые, хотя как будет работать Peer Impact, пока не очень понятно: выходит, что в проигрыше останутся самые любопытные, которые стремятся первыми скачать новую песню. Вообще-то, во всех крупных музыкальных магазинах принят обратный порядок: первые несколько недель продаж диски стоят дешевле, а потом резко дорожают. С Mashboxx все яснее: в распоряжении любого рекорд-лейбла действительно находится куча музыки, которую он и не думает выпускать. Эти треки, которые все равно официально купить нельзя, как раз и распространяются во множестве в p2p сетях, и если удастся создать легальный ресурс, в котором они все будут собраны, рекорд-компаниям, равно как и их артистам, это пойдет только на пользу. Его можно использовать и для бесплатных рекламных кампаний, и для тестировании на живой аудитории новых музыкантов – в общем, вариантов масса. И если пользователи приучатся искать бутлеги, редкие треки и прочую коллекционную продукцию именно на Mashboxx, всем это будет только на руку.

Главное же – эти попытки обозначают одну важную вещь: мейджоры перестали смотреть на пиринговые сети как на своего главного врага и стали думать, как бы приспособить их к делу. По сути, p2p – это просто очередная технология, не менее важная, чем изобретение винила в 50-х или компакт-дисков в 80-х. А на новые технологии звукозаписывающая индустрия всегда реагировала одинаково. Сперва она принимала их в штыки, и даже пыталась всеми возможными способами придушить, а потом училась извлекать из них прибыль. Про это сейчас редко вспоминают, но когда появились виниловые пластинки, компания EMI заявила, что переходить на них нет смысла, и некоторое время пыталась оставаться верной старой, шеллаковой технологии. Когда изобрели компакт-диски, против них активно выступал целый ряд деятелей рекорд-индустрии; в частности, влиятельный Джерри Мосс (A&M) заявлял, что давать людям в руки инструмент, с помощью которого можно делать идеальные цифровые копии – это самоубийство. То же самое говорили и про аудиокассеты: лозунг “Hometaping is killing music” («Домашняя перезапись убивает музыку») придуман задолго до возникновения mp3.

И точно так же рекорд-магнаты среагировали и сейчас. Главная охранительная ассоциация IFPI, созданная, чтобы бороться с пиратством на деньги мейджоров, еще совсем недавно оперировала совершенно путинской риторикой: их председатель Джей Берман заявлял, например, что все, кто пользуется пиратской продукцией, напрямую финансируют мировой терроризм. На Napster, первый и самый знаменитый сервис по скачиванию файлов, мейджоры накинулись с невероятной энергией и моментально его засудили, хотя его создатель, Шон Фаннинг, был как раз готов идти на сотрудничество и любые возможные уступки и даже собирался выплачивать концернам по 200 миллионов долларов в год. Более того, когда Bertelsmann решил купить Napster и сделать из него легальный сервис, остальные мейджоры немедленно подали в суд и на Bertelsmann тоже. В результате Napster обанкротился, а его место заняли сервисы вроде Kazaa и Emule, в которых договариваться просто не с кем. В общем, у мейджоров был реальный шанс перехватить инициативу, они ею не воспользовались, и в результате миллионы пользователей успели привыкнуть к тому, что музыку можно бесплатно скачивать из сети.

Сейчас бороться с этой гигантской армией значительно трудней. Выросло целое поколение подростков, которым вообще гораздо проще что-нибудь скачать, чем пойти в магазин: как справедливо замечает Луи Барфа, автор недавнего бестселлера об истории рекорд-индустрии, если даже их насильно привести в какой-нибудь мегастор типа Virgin и дать денег, они там просто потеряются. Эту аудиторию надо приманивать заново, а до сих пор мейджоры, через IFPI и RIAA, в основном тащили их в суд (за последний год осуждено две с половиной тысячи пользователей, а среди первых попавших под раздачу была 12-летняя девочка и 71-летний дедушка). Но у Напстера насчитывалось 58 миллионов пользователей, а у нынешних пиринговых сетей – и того больше. Всех засудить невозможно.

А ведь совершенно очевидно, что изобретение новых технологий всегда приносило индустрии звукозаписи неплохие прибыли: это верно и в отношении винила, и втройне верно – в отношении CD. Все 90-е рекорд-компании по второму разу продавали свои каталоги, и нынешний спад продаж – это, как считают многие эксперты, возвращение к более-менее нормальной ситуации после безусловного безумия 90-х. Вопреки распространенному мнению, люди сейчас слушают (и покупают) на порядок больше музыки, чем раньше. Для сравнения: в 1955-м году в Великобритании было выпущено 59.9 миллионов пластинок, в 1957-м - 78.3 миллиона (как раз появился рок-н-ролл), а в 2001-м - 225.9 миллионов альбомов, на CD, виниле, кассетах и мини-дисках. Теперь к этим форматам прибавился mp3, а успех онлайнового магазина Itunes показал, что торговать оцифрованной музыкой можно вполне успешно: за последний год они продали 330 миллионов треков. Да, бесплатно скачивают на порядок больше (по самым скромным подсчетам, объем нелегальных закачек крутится вокруг цифры пять миллиардов в год), но эти пользователи все равно вовлекаются в сферу интересов шоу-бизнеса: они больше слушают, чем среднестатический потребитель, и, кстати, много тратят на CD. Теперь мейджоры, наконец, догадались, что с ними надо как-то работать, и это – довольно приятная новость.

13.07.2005
Алексей Мунипов

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера