Пару дней назад в интернете распространялось сообщение, почерпнутое из электронной версии британской газеты The Herald. Оно рассказывало, что в часовне Рослин, около Эдинбурга, будут проходить съемки фильма по роману Дэна Брауна «Код да Винчи». За четыре съемочных дня американская продюсерская фирма заплатит 4 миллиона фунтов. Деньги, по уверению директора часовни, пойдут на ремонт – восстановление крыши, окон и каменной кладки. После этого часовня будет выглядеть как новая, то есть как в 1492 году, когда она и появилась на свет. Но Эндрю Синклер, потомок основателя Рослин, выразил протест – он уверен, что съемки фильма по роману, открывающему миру тайну (Христос и Мария Магдалина состояли в тайной любовной связи и имели дочь, от которой началась династия Меровингов), может повредить безупречной репутации часовни. Впрочем, его мнение никак не повлияло на решение попечительского совета, посчитавшего договор с продюсером фильма «уместным и естественным».
Зато настоятель и попечительский совет Вестминстерского аббатства отказали в съемках киноверсии «Кода» на вверенной им территории, посчитав, что с богословской точки зрения «увлекательная книга» «некачественна и опасна» и нельзя поддерживать ее «тенденциозные религиозные и исторические заключения».
Напомним, что с осуждением книги уже выступали представители Ватикана и Русской Православной Церкви. Надо сказать, что промолчать в данном случае им было невозможно. Популярность романа во всем мире огромна, а утверждения, высказанные в нем, действуют именно на слабообразованных читателей, остальные пожмут плечами. Но «нельзя недооценивать коммерческий потенциал ереси, облаченной в форму увлекательного чтения», - высказался по поводу «Кода» богослов Альберт Молер.
В Лувре съемки экранизации бестселлера Брауна уже закончены. Проходили они ночами и в выходной день, потому что знаменитый «музей – не съемочная площадка», туда ежедневно приходят тысячи посетителей. Так выразился директор Лувра прежде чем разрешить съемку, хотя с точки зрения истории искусства, эта книга, трактующая личность и творчество Леонардо да Винчи, такая же точно ересь. По роману Брауна выходит, что в «Тайной вечере» художник изобразил не апостола Иоанна, а Марию Магдалину, возлюбленную, как вы правильно поняли, главного героя фрески. Так что сюжет у этого величайшего произведения мировой живописи оказался романтично-любовный, а не тот, как все раньше думали.
Конспирологический детектив Брауна, принесший автору оглушительную славу и 76 миллионов долларов (по сведениям журнала Forbes, утверждающего, что автор «Кода» опередил даже автора «Поттера», но до выхода шестой книги), переведенный на 42 языка, простимулировал и туризм. В Лондоне продается книга «Обзорный путеводитель по коду да Винчи» и организована экскурсия «Секреты Вестминстерского аббатства - от Opus Dei и Дворца смерти к коду да Винчи». «Положительное влияние» книги на приток туристов в Рослин, отметил и директор часовни. Парижская экскурсия по следам «Кода да Винчи» включает посещение Лувра и церкви Сен-Сюльпис.
Образованец Дэн Браун смешал в своей книге множество книжных знаний, железные законы мыльной оперы и динамичный детектив с убийствами, сделал героем любовной истории с тайнорожденным дитём самого Иисуса Христа и выиграл. Впрочем, анализ всех причин популярности «Кода да Винчи» оставим желающим им заняться. Тем более, что занятие это не будет трудным.
У массовой культуры с культурой традиционной сегодня сложные, соседские отношения, они стремятся друг к другу вплоть до полного воссоединения, которое правда задерживается. Проспекулировав в полной мере на истории, религии, искусстве и туризме (действие романа происходит в самых популярных европейских исторических достопримечательностях), Браун косвенно, очень опосредованно, но расплачивается с ними.
Конечно, четыре миллиона фунтов, отданные продюсерами фильма за съемки в Рослине – последнем прибежище тамплиеров, составляют малую часть стомиллионного бюджета фильма. Там играют лучшие актеры американского и европейского кино: честный Том Хэнкс, героический Жан Рено и обворожительная Одри Тоту (кстати, после ее «Амели» туристы со всего мира осаждали заурядное кафе на Монмартре). Но для архитектурного памятника 4 миллиона фунтов – существенная сумма, которая пойдет на благое, с точки зрения охраны памятников, дело – восстановление аутентичного облика старинного здания.
Леонардо да Винчи, чья слава крепнет вот уже пять столетий, вновь стал героем таблоидов. Даже не замеченная в порочащих связях со старой живописью «Комсомольская правда» встретилась с искусствоведом, чтобы поговорить о полном загадок творчестве художника. Туристический бизнес проложил новые маршруты в великих, но предельно затоптанных ордами путешественников, местах двух европейских столиц.
Не знаю, стоит ли серьезно относиться к еретическим идеям книги, богословам и пастырям виднее. Но церковь, разумеется, переживет и этот наезд. Она устояла и от ударов посильнее. А увлекательный роман Брауна, читающийся действительно в один присест, все же уж очень интеллектуально наивен, хотя и неполиткорректно обижать миллионы его читателей. Но ведь никто не считал, сколько миллионов, ну хотя бы тысяч, сглотнув этот биг-маг из заменителя Умберто Эко для непривыкших к долгому чтению, плевались или смеялись.
Книга Брауна, переварившая одним махом и удешевившая множество прекрасных загадок искусства, волнующих исторических загадок, важных для европейской культуры мест, изящных научных гипотез, туманных апокрифов и дорогих легенд – типичный коммерческий продукт. Его производитель отнесся к потребителю, как к маленькому (не даром он соперничает с автором самой популярной в мире детской книги). Дэн Браун славно заработал на инфицированном инфантилизмом массовом потребителе, считающим культуру сплошным entertainment. Ведь один из главных посылов его романа, что церковь двадцать веков тщательно скрывала от людей правду, будто родитель-ханжа от пытливого дитя, позорную семейную тайну. А честный учитель (профессия Брауна по диплому) рассказал, как на самом деле все было. Оказалось, было понятно, по-человечески.
Потребитель массовой культуры, как и всякий потребитель, охоч до нового, потому что приучен к новинкам. Книга Брауна его и здесь удовлетворила. Во-первых, наконец-то, появилось что-то новое в старой истории о Христе, во-вторых, дала повод поехать в Лондон и Париж. Теперь можно еще раз пойти в Лувр, но уже с увлекательной задачей - посчитать грани у стеклянной пирамиды подземной пристройки (по Брауну их 666).
Удешевление способствует продажам, бижутерии покупают много больше, чем бриллиантов, и ребячливый покупатель рад считать стекляшки за драгоценность. Конечно лучше, если бы «Код да Винчи» снимали в условных декорациях, как «Индиану Джонс», например. Чтобы реальность не путалась с вымыслом. Но если уж серьезно задействована натура, то пусть кинопродолжатели дела Брауна натурально и платят.
|