Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Целевое потребление классики

Правила старейших европейских музыкальных фестивалей

Когда в России жизнь академической музыки замирает на отметке «ноль», в Европе она подскакивает до своего максимального градуса. Июль – Мюнхен, август – Байройт и Зальцбург: здесь происходит главное на музыкальной карте мира -- самые важные, самые статусные фестивали, которые, как явления национального и мирового порядка, находятся в центре общественной жизни Европы, удостаиваясь от глав государств и  мировых СМИ того внимания, какое в России имеют разве что Олимпийские игры. По этим фестивалям прежде всего, в отличие от множества других разного рода и качества, можно понять, куда и как движется музыкальный театр и чем он интересен публике. Разумеется, это можно уловить и в течение сезона, посещая все важные премьеры в десятках театров. Но летом такое сделать быстрее и проще: все лучшее и главное собирается в одной точке специально для международного обозрения.

Смысл фестиваля как целевого потребления искусства пока неведом России, где искусство использует  в качестве релаксации после трудов или ингредиента туризма. Западная Европа весь прошлый век воспитывала эту потребность общества и шлифовало форму ее удовлетворения, которая сегодня выглядит так: семья среднего класса часть отпуска тратит на культурный отдых и едет туда, где возможно не обремененное трудами и бытом чистое наслаждение искусством по схеме: днем – природа/город, вечером – театр/концерт.

История

Чтобы дойти до такой простоты, требуется образцовая генеалогия – видные  основоположники, идея, история, репутация. Самый старый, Muenchner-Opern-Festspiele, возник в 1875 в городе с чинными оперными традициями и тремя театрами (большой Национальный театр, крошечный барочный Резиденц-театр и выстроенный по античному принципу Принцрегентентеатр). Годом старше -- Bayreuther Festspiele, прославивший тишайший баварский город на весь мир: основан лично Рихардом Вагнером, заложившим в день своего рождения 22 мая фундамент будущего Фестшпильхауса, превращенного затем усилиями семьи  композитора в место для торжественного культа, каким стало исполнение музыкальных драм (начало в 16.00, конец около 22.00). Самый знаменитый, Зальцбургский, открылся в 1920-м, после того как нескольким выдающимся деятелям культуры (Рихард Штраус, Гуго фон Гофмансталь, Макс Рейнхард) пришла счастливая мысль летних торжеств на родине Моцарта – месте, просто созданном для поглощения прекрасного. Salzburger Festspiele – самый многогранный, открытый и живой среди тройки главных: не фестиваль одного жанра (Мюнхен – прежде всего опера) или одного автора (к Вагнеру в Байройт допущен только Бетховен с Девятой симфонией ), а все сразу: любые жанры, разные  имена, лучшие исполнители и вообще место встречи творческой элиты Европы.

Потребитель

Даже излишне напоминать, что фестиваль делается не ради специалистов и критиков. Музыкальное воспитание (обязательное в любой немецкой школе) и образ жизни (распространенные домашние концерты, где вместе играют профессионалы и любители), наконец, развитая театральная культуры (не только в столицах земель, но и в каждом среднем городе Германии есть театр, где идут оперы) готовят любого родившегося младенца как потенциального меломана и посетителя феста. Для человека, выросшего в такой среде, одного визита довольно, чтобы это стало потребностью и привычной, которая перейдет по наследству. Основная часть публики – состоятельные люди среднего возраста и  обоего пола (равномерного распределение смокингов и декольте превращает полный зал в нечто упорядоченное). Однако о будущем (кто придет сюда завтра) думают постоянно, для чего устраиваются пользующиеся огромным спросом акции на открытом воздухе (в Мюнхене это называется «Опера для всех»), когда в реальном времени спектакль внедряется в городскую среду, ставя оперу в один  ряд с инсталляцией, видеоартом или современным парковым дизайном. Хороший европейский фестиваль как наркотик: раз попал – и приговорен ездить всю жизнь, потому что это становится неотъемлемой формой существования.

Политика и репертуар

В отличие от России, где фестиваль подразумевает либо прокат чужой продукции, либо своей, но без всяких принципов, Запад показывает другую модель: первым делом – стратегия и смысл, за которые отвечает художественный руководитель – ключевая фигура современного оперного ландшафта. Худрук обязан предъявить миру не череду спектаклей, а внятную экспозицию, модель современных отношений оперы и потребителя. Мюнхен, показывая спектакли только своего театра – Баварской государственной оперы, делает ставку на универсальность (все четыре века оперы в знаковых проявлениях), пестут барокко и классицизм  (Монтеверди, Гендель) и показывает разные постановочные стили -- от академизма из запасников (Август Эвердинг) до рискового поп-шоу (Дэвид Олден). Зальцбург, где спектакли ставятся специально для фестиваля собранной для этого командой, делает акцент на Моцарте и 20-ом веке, культивирует немецкую интеллектуальную режиссуру и упорно ищет новые имена, которые способны встряхнуть публике мозги. В Байройте постигают  Вагнера – кто как может, но все стараются  идти в ногу со временем,  избегая описательности и историзма.

Интендант – это все

Музыкальный фестиваль в Европе – это прежде всего интендант (по-нашему -- худрук). Старый тип руководителя по совместительству (династия Вагнер в Байройте, Караян в Зальцбурге) уступает по продуктивности другому: интендант — креативный лидер, чье исключительное предназначение  ­­формирование стратегии и подбор кадров на постановку. Питер Джонас в Мюнхене и Жерар Мортье в Зальцбурге –  два выдающихся интенданта 1990-х, превратившие подопечные им фестивали в перформанс авангардного искусства, изменив представление об опере и ее месте в культуре. Выйдя из изоляции, опера попала в другую среду, прежде для нее невозможную  – она стала частью современного искусства, не уступив другим его видам по технологическому, интеллектуальному и визуальному уровню. В ней стала возможна высокая плотность театрального текста и разного рода рефлексия, как в кино и драме. Наконец, она стала красива в современном, а не в археологическом значении.

Реакция публики

Публика – одно из главных достижений фестивалей с историей и традицией. Образованная, требовательная и благодарная, она воспитывается годами, меняясь вместе с фестивалем. Когда мэтр академического пианизма 70-летний Альфред Брендель дает свой ежегодный сольный концерт в Зальцбурге, полный зал Большого Фестшпильхауса (2400 мест) внимает ему с такой отдачей, будто всю жизнь готовился слушать на бис этот  экспромт Шуберта: Брендель –  константа, как национальный костюм.  Но та же публика воспринимает и постановку, выполненную по новейшим лекалам. Особенно показателен в этом смысле Мюнхен, где визуальный ряд наиболее дерзок по отношению к музейной традиции. Все новшества Джонаса, предпочитающего английских театральных модернистов, принимаются здесь с радостью: баварцы просто стонут от удовольствия, аплодируя эпатажным, немыслимым по раскованности для оперной сцены России, постановкам  Дэвида  Олдена старинных опер  – «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Ринальдо» Генделя или «Калисто» Кавалли.

В Зальцбурге с его консервативной публикой реакция может быть сложнее. Когда священную «Волшебную флейту» Моцарта патриарх немецкой режиссуры Ахим Фраер разыгрывает на арене цирка, превращая лирических героев в белых клоунов, кто-то уходит в антракте, бросая, что «при Караяне такое было бы невозможно». Однако в целом и здесь не принято цепляться за привычки молодости, априори отрицая состоятельность современного языка. Обязательный элемент исторической городской среды, он прививается везде и всюду, готовя глаз к новым формам, и никому не надо доказывать, что опера здесь не исключение.

Форма протеста

Кроме ухода в антракте, существуют и другие ритуальные формы протеста. Самая распространенная –  крики «бу» в глаза постановщикам и исполнителям на поклонах, во время которых происходит вербализация контакта с искусством, что очень важно для зрителя -- он уйдет довольным, т.к. его личные ощущения были выражены. Если терпеть категорически невозможно, взрываются раньше, как на «Летучей мыши» в Зальцбурге-2001, которую Ханс Нойенфельс перенес в эпоху зарождения нацизма. Когда публичное надругательство над национальным символом  подошло к кульминации, и  накокаиненный богемный боров князь Орловский прохрипел залу: «меня тошнит от вас», кто-то дрогнул и в вступил в полемику а потом ушел, хлопнув дверью. Напичканная физиологическими подробностями постановка чрезвычайно неприятна, однако как провокация необходима ради движения в безукоризненном культурном  ландшафте. Скандал с «Летучей мышью» обсуждали таксисты – это ли не веский  довод за такие крайние формы, привлекающие внимание общества к искусству. Риск здесь только в возможности срыва спектакля, как это было на «Похищении из сераля» в Зальцбурге. После голого зада турка Осмина, спустившего замшевые баварские штаны (расплывчатое изображение на мониторе) часть зала так взорвалась, что спектакль замер минут на пять и был продолжен почти чудом. Признаюсь, именно в эту паузу, показавшуюся мне вечностью, когда одни вопили от негодования, а другие от восторга, я испытала одно из самых острых чувств в театре – страх, что мой биологический восторг от  этого сумасшедшего спектакля оборваться досрочно.

Смысл провокаций

Если бы такое случилось, то «Сераль» августа 2003-го запомнился бы как самое радостное и одновременно самое печальное театральное событие. В отличие от наших «Детей Розенталя», впервые вызвавших досаду от бездарно потраченных денег налогоплательщиков, спектакль 33-летнего Штефана Херхайма окрылил чувством свободы, превратив оперного критика в пятилетку,  взлетающего от избытка восторга жизни.  Половина зала переживала подобные ощущения, аккомпанируя спектаклю неконтролируемым утробным смехом. Половина, видимо забывшая о своем счастливом детстве, не оценила игру. Реакции обеих сторон убеждали, что опера – действительно живое искусство, и Зальцбург на правильном пути. За провокацию тоже надо платить.

02.08.2005
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера