Арабские меховые коммерсанты не на шутку рассердили русскую поп-звезду Валерию. Они снабдили свой рекламный буклет ее фотографиями. Валерия кокетливо примеряла шубы – одну, другую, третью. Мошенничество вскрылось случайно: в ОАЭ отдыхала подруга известной певицы, которая гуляючи зашла в магазин. Увидев буклет, москвичка рванула в Москву, чтобы обрадовать подругу сногсшибательной новостью: слава певицы шагнула в мусульманский мир. Но вместо радости Валерия и ее муж продюсер Иосиф Пригожин испытали острый приступ праведного гнева. Они даже вознамерились подать в суд на бусурманскую фирму, без спроса и копирайта использовавшую фотографии Валерии в рекламных целях – для привлечения покупателей из России. В настоящее время адвокаты готовят пакет необходимых документов, делу будет дан ход. А значит, желтая пресса еще долго будет трепать имя Валерии и, что не менее важно, ее изображение. Что, вне всякого сомнения, повысит популярность певицы в среде отечественного пипла. Пиар – субстанция универсальная, отрицательный или положительный, он все одно - благо, причем тотальное. Все в выигрыше. И шубы тоже. Наверняка найдется сумасшедший, который устремится в горячие пески аравийской земли, чтобы хоть одним глазком взглянуть на полуобнаженную Валерию с небрежно накинутым на левое плечо шанхайским барсом, и тут-то объем продаж резко возрастет.
Сластолюбивые арабы пиарятся при помощи Валерии, а пошивочная мастерская в захолустной Аризоне – при помощи Гарри Потера. Мастерская выпустила серию серию футболок с различными девизами – от “Could You Come Back in A Few Beers” до “I Only Support Gay Marriage If Both Chicks Are Hot”. При этом двигатель торговли жестоко оскорблен: за $18 (книга стоит $30) можно приобрести футболку с надписью, обесмыссливающей творчество Джоанны К. Роулинг: футболка сообщает, что Дамблдор умрет на 596 странице. На первый взгляд кажется, будто мы имеем дело с прямой конкуренцией и даже шпионажем, хочется пожалеть бедную писательницу – она ведь зарабатывает не на футболках, а на книгах, а тут – сменили рекламный носитель без ее ведома, писать нет смысла, тома пылятся на магазинных полках, затем книгу, как это принято в Америке, переворачивают заглавием вниз – стало быть, продажи падают катастрофически, а после и вовсе отправляют на склад. Однако этого легко избежать, и вместо того, чтобы рыдать от горя, Джоан К. Роулинг должна плакать от счастья: ведь есть прекрасная возможность выступить в прессе, по телевидению и по радио и во всеуслышание заявить, что смерть Дамблдора – еще не конец, читателей ждут новые повороты сюжета, следите за рекламой, скоро в книжных магазинах – и дело сделано: и футболки продаются, и личный банковский счет пополняется.
Врагов не существует, есть только друзья. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Все, что скажут против вас, может быть использовано только вам во благо. Вы имеете право требовать адвоката и можете быть уверены: любительницы шанхайских барсов со всех континентов будут внимательно следить за вашими взлетами и падениями, семейными фотографиями, телефонными разговорами, банковскими карточками, шубами, друзьями и подругами, новыми машинами, зубными протезами, головокружительными романами, творческими планами. Вы можете тяжело заболеть, впасть в кому, убить бабушку и съесть внука, подавиться косточкой от авокадо или невозмутимо выпить за раз шестьдесят литров пива, - ничто не запрещено. Вы можете исчезнуть на десять лет и вернуться, почти не постарев, как Бриджит Джонс.
Эта знаменитая дама отныне вновь работает колумнистом газеты Independent. Именно туда Бриджит Джонс – в миру Хелен Филдинг – писала в далеком 1995-м о курортах, лишнем весе, о любви и ненависти и приобрела такую популярность, что написанное как-то само собой превратилось в две книги, а потом и в кинопродукцию с Рене Зелвегер в главной роли. И вот теперь эта осетрина второй свежести вновь подана на стол: "Точно могу сказать, что в ее жизни открылась новая глава. Я не хотела бы писать новую книгу просто ради того, чтобы писать что-то. Она все та же, она так и не бросила курить или выпивать, она все также сидит на диете и любит все того же человека", - говорит про себя Бриджит Джонс-Хелен Филдинг, чтобы как-то заинтриговать читательниц, которые ждут уж рифмы розы, и эту рифму она готова им дать, и ничего кроме нее. Но необходима хоть какая-то интрига, малейшая, ничтожнейшая, и Хелен Филдинг совместно с играющей в каверзность журналисткой эту интригу придумывает. “Что произойдет с Вашей героиней в будущем?” – важно спрашивает журналистка от имени BBC. “Я сама еще точно не знаю, пока не добралась до конца”, - звучит в ответ.
Хелен Филдинг и Джоан К. Роулинг живется легко: они сами творят миф, прилежно выпиливают из бревнышек своих Бриджит Джонс, Гарри Потеров и Дамблдоров, они вольны соорудить им какой угодно нос, руки, глаза, бросить их в огонь и немедленно спасти, и лишь от их писательского искусства зависит степень интереса к этим разнообразным кульбитам. Их материал – мерцающий на мониторе текст, что-то бесплотно-жидкокристаллическое и оттого податливое, способное испытывать боль лишь в душе бревенчато-глупого и сопереживающего им читателя, а значит, главные пиар-технологии - это демиургические способности автора.
Не то с несчастной Валерией: в отличие от авторов, у которых есть герои, она сама вынуждена улыбаться, гневаться, давать интервью и примерять шубы. Такой сценарий пишет для нее креативный продюсер-муж. Может, Валерии надоели его натужные неостроумные выдумки и вечное позирование назначенным папарацци. И Валерия бежит - бежит искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Вот арабы с их наивными буклетами трогательны и милы, как дети, Валерия не держит на них зла и не собирается в Эмиратах сутяжничать – она будет лежать там на раскаленном песке, заслонившись зонтом от палящего солнца, от поклонников, от журналистов, от ГЦКЗ “Россия”, от самой себя – кем-то зачем-то выдуманной. Ведь быть персонажем - гораздо более тяжкая судьба, чем быть просто автором.
|