Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Свобода на обочине

Фестиваль Fringe как модель современной культуры

Театральный Эдинбургский фестиваль сопровождается в этом году большим информационным шумом. О всех его интригах и подробностях можно было узнать в Интернете и на телевидении, скучающим летом без громких премьер.  Информации валом, картинка в телевизоре - живая, отзывы - разнообразные. Не выезжая в Шотландию можно определиться со своими пристрастиями, присоединиться к критике, узнать о новых тенденциях, удовлетворить любопытство и успокоиться. И поговорить об экспертизе и проблеме зрительского выбора на примере сопутствующего главному эдинбургскому смотру фестивалю «Фриндж».

Оба фестиваля возникли одновременно в 1947 году. «Фриндж», как и следует из его названия, возник «на обочине» официальной программы, аккумулировав энергию безбилетников (зрителей, не попавших на собственно фестиваль). Из безбилетной обиды возник живучий проект. Европа, восстанавливаясь после разрухи, стремилась к зрелищам. Фестиваль стал утешительным призом молчавшим музам.  В 1947-ом явление неформального фестивального движения выглядело абсолютно закономерным. То, что так логично появилось на свет, продолжает существовать в рамках общественной парадигмы.

О «Фриндже» удобно говорить в терминах, предложенных американским журналистом Джоном Сибруком  в книге  «Nobrow». Он пишет о том, что реальность современной культуры не укладывается в прежнее иерархическое деление на «высокое» - «среднее» - «низкое» (массовое). Что в сегодняшнем мире, как в супермаркете, дополняя друг друга и подчиняясь друг другу, живут «индивидуум», «субкультура» и «мейнстрим».

В Эдинбурге это выглядит так. Мейнстрим – имена и явления, уже одобренные мировыми культурными арбитрами, составляют программу главного Эдинбургского фестиваля. Субкультура – одно из значений английского слова Fringe. И на «Фриндже» может засветиться любой индивидуум, считающий, что ему есть, что показать миру, аккредитовавшийся через сайт, и собравший достаточно денег, чтобы купить билет до Эдинбурга. Последнее – чуть ли не единственное препятствие, возводящее барьеры входа на «элитную» творческую территорию. Дальше сама собой включается система «малая сеть» – «большая сеть». По Сибруку (и по жизни), большая сеть питается явлениями, порожденными в малой. Культурный продукт, который может быть востребован мейнстримом, вбрасывается в это стремительное течение из уютно освоенной утробы родной субкультуры. Выплывет, погибнет – его проблема. На «Фриндже», собирающем на площадях Эдинбурга более 20 000 различных перформансов всех возможных направлений, работают около 1000 продюсеров, присматривающихся, отбирающих, заключающих контракты. Абсолютное воплощение супермаркета. 

Есть только одно и весьма существенное «но» - прейскурант товаров в настоящем супермаркете определен потребностями покупателя. Супермаркет, чтобы не потерять клиента, стремится кроме разнообразия ассортимента, еще и к качеству. Оценку качества поступающего товара определяет экспертная институция – на всех этикетках прописаны ингридиенды, добавки и сертифицирующие индексы. Да и цены на продукты разнятся, что сильно помогает в выборе. «Фриндж» скорее сравним в системе выбора со стихийными рынками. Это такой базар, на который приехали все, кто хочет что-то продать, кто успел занять место и его оплатить (купить билет до Эдинбурга). В этом месте и в одно время могут оказаться казачий хор с нагайками и петербургский театр «До» со своею «Бессонницей». Это наш, российский компот. Но остальные не уступают. Несовместимость жанров и отсутствие единого контекста, как и в современной культуре, никого не смущает. Тут только один принцип - полная свобода выбора, представлений, демонстрации пристрастий. Нет правил, нет входного ценза.

Есть условие – деньги. И для участников, и для зрителей (продано более 1,5 млн билетов по 8 фунтов). Начнем с участника. К примеру, имеется некая творческая единица с международными амбициями – индивидуал ли, успешно стучащий на красном барабане, коллектив ли, переставляющий ноги в заданном психоделическом ритме. Не важно. Главное желание и деньги. Какая прекрасная тема для нашего российского блефа.

Творческая единица идет к потенциальному спонсору и сообщает, что ее приглашают на фестиваль в Эдинбурге, демонстрирует распечатку официального мейла, подтверждающего аккредитацию. Потенциальный спонсор естественно интересуется, престижно ли это – Эдинбургский фестиваль? Конечно, круто – отвечает любой мало-мальски знакомый с культурным процессом собеседник. И ведь речь не идет о транспортировке на британский остров десанта из симфонического оркестра, балетной труппы и хора с хормейстером. Только о какой-нибудь паре тысяч долларов на человека. Ну, кто из благотворителей не соблазнится отпустить «копеечку», за которую можно получить надпись на барабане, упоминание в интервью и красочный буклет фестиваля, с выделенной маркером строчкой благодарности. Таким незамысловатым образом филантроп покупает причастность к мировому культурному процессу, не сильно отдавая себе отчет в  символической ценности приобретенного.

Она может оказаться ниже планируемой – коллектив поболтался по пивным со своим барабаном, никем не был замечен, интервью у творцов никто не спросил. Но может случиться и так – деньги оказались вложены в перспективную команду, которая подписала контракт на хороший гастрольный тур с условием присутствия логотипа любимого спонсора на всей сопроводительной и сувенирной продукции. Непредсказуемо.

Есть и другой механизм инвестиций. «Творцы» вложили собственные средства в поездку на «Фриндж», нормально отработали, никаких особых результатов не добились. Но посмотрели на мир, ощутили мейнстрим, осознали, что нужно сделать, чтобы попасть в фавориты к продюсерам, полномочным проводникам в «большую сеть». Добывать деньги на этот «переход» уже проще: ведь в резюме коллектива стоит фестиваль в Эдинбурге.

И все же, рассматривать «Фриндж» как некий бренд-паразит на теле большого эдинбургского форума никому не придет в голову. Это - модель современной культуры, две типовых ипостаси мирового культурного контекста. Блеск великого эдинбургского бренда выхватывает из теневого озерца субкультуры небрендированные ценности с тем, чтобы подпитать их недостающим символическим грузом и пустить в океан «большой сети».  Без этой мелкой разнокалиберной рыбешки неповоротливый театральный «титаник» застынет и не сможет ретиво лавировать, приращивая марочный капитал.

Бесцензурный мир Обочины, где можно всем и всё – это современно. Вполне современно и положение зрителя. Как на этой неструктурированной, не имеющей опознавательных ярлыков и знаков, поляне выбрать то, что захочется поддержать, записать в актив предпочтений? Примечателен вполне официальный совет дирекции фестиваля: "Если вы стоите в очереди за билетами в кассы, или зашли в офис фестиваля, то пользуйтесь возможностью и прислушивайтесь к тому, что говорят о разных постановках. Вы легко сможете выяснить, что достойно внимания, расспрашивая людей вокруг и прислушиваясь к их мнениям". Очередная манифестация рынка. Заплатив деньги за билет, ты сам проводишь исследование. Еще нужно определить свою фокус-группу, оценив, например, надпись на майке как маркер твоего комьюнити, вступить в коммуникацию, обработать данные, сделать вывод. Всё, как везде. Это рынок, а не бутик. Он берет массой, он потребляет твое время.

Каждый волен в своем выборе: за универсальные 8 фунтов вести собственное исследование в свободном поиске, где результат, добытый с трудом, может полностью соответствовать твоей идентичности. Или оставив без внимания «Фриндж», приобрести билеты на «настоящий» Эдинбургский фестиваль, где выбор за тебя уже сделан, где экспертиза произвела свое всегдашнее оценочное зло, где символическая ценность в иерархии высокое-низкое определена, мейнстрим просчитан. Можно и вообще не ездить в Эдинбург, остаться дома и смотреть культурные новости по ТВ. Опять – проблема выбора.

19.08.2005
Елена Столповских

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера