Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

От печали до радости - доллар

Цифровая музыка: война бабла со злом

Один из мастодонтов информационной эпохи как-то пошутил: мир, дескать, есть текст. Его фраза со временем опредметилась созданием интернета, и мир честно поделился на две свои версии: онлайновую и офлайновую. Вскоре выяснилось, что это уже не один, а целых два мира, два лагеря, иногда враждующих между собой. Онлайновцы стали позволять себе  лишнее, недопустимое с точки зрения офлайновцев – тем более что слишком просто оказалось «сменить гражданство», перейдя из одних в другие. Камнем преткновения оказалась история с авторскими правами. Несмотря на почти тридцатилетней давности бартовские увещевания о смерти автора, рекой потекли законы, защищающие авторские права и устанавливающие, что вся продукция без лицензионного штампика объявляется пиратской.

Экономика копирайта отталкивается от идеи, что интеллектуальный продукт есть товар, и каждая копия (то есть каждый акт трансляции информации) оплачивается. И все бы было хорошо, но с приходом цифровых технологий копирование стало вещью доступной, а себестоимость его оказалась практически нулевой. Появилось множество возможностей обходить требование платить непонятно за что - это резко снизило количество продаж твердых копий.

Производители и авторы засуетились – и, в общем, правильно сделали. А то ведь каждый такой рассуждающий онлайновец, борец за единое пространство информационного обмена, в положенное время приходит за гонораром или сильно сетует, когда его собственное произведение оказалось без его ведома позаимствовано. Здесь начинаются ссылки на законы об авторских и смежных правах, которые скорее  вносят смуты в оба мира, чем как-то решают проблему. Так, после очередной поправки к закону, собираются форумы, на которых выкладывается утопические драмы о страждущих людях, живущих этак в 2030-40 годах в эру развитых полицейских репрессий к каждому проявлению  информационно-коммуникативных свобод.

Между тем, теперешний народ днями и ночами качает себе текстовые, аудио-видео файлы, стараясь как можно меньше заботиться об оплате за них. Особо популярным в последнее время стал формат MP3-музыки – следующий этап в эволюции музыкальных носителей. Эта индустрия коснулась не только массового потребителя, но и завзятых меломанов.

Надо сказать, что пока Рунет  держит оборону, и платных музыкальных сайтов у нас не так много. Однако растёт число «коммерческих проектов», которые при попытках скачать отправляют по известному адресу. И всем кажется, что процесс этот, в сущности, необратим: рано или поздно мы тоже неизбежно перейдём на принцип «утром деньги – вечером стулья». Но параллельно росту числа продавцов платной музыки растёт и аудитория «файлообменных сетей» - полулегальных, но всё же достаточно защищённых от претензий борцов за копирайт сервисов, основная цель которых – сформировать не мытьём, так катаньем пространство общего и бесплатного пользования музыкальными библиотеками. Идеология их довольно проста: если у тебя в компьютере есть музыкальный файл, то ты можешь его отдать «на обмен», получив в ответ столько же музыки «по весу» - т.е. в расчёте на мегабайты. С формальной стороны всё это оформляется как частный (а следовательно - законный) обмен музыкой между двумя людьми; единственное, что делает файлообменная сеть – это помогает им найти друг друга. Но фактически такие сети работают как огромные хранилища бесплатной музыки – назло любителям делать деньги из воздуха, прикрываясь законом об авторском праве.

Таким образом, каждый человек может создавать у себя дома музыкальные цифровые библиотеки, организуя их в соответствии с собственными предпочтениями. В ситуации неограниченного выбора (и только в ней!) музыка становится частью повседневного уклада, становясь неизменным фактором любой обыденной деятельности. Так можно и посуду помыть под Вивальди с Бахом и зарядиться на весь рабочий день положительными эмоциями под 1-й концерт Чайковского. Или, наконец, принять холодный душ под Вагнера. Впрочем, такое восприятие музыки стирает границы между интеллектуальными меломанами и простыми обывателями. Причём современный потребительский стандарт устанавливает обязательное фоновое звуковое сопровождение твоей деятельности, будь то делание покупок в торговом центре, поглощение пищи за столиком в кабаке, работа за компьютером на рабочем месте и т.п. Отсутствие какого-либо звука объявляется высоким и дорогостоящим качеством звукового ландшафта, никак не иначе.

Cовременные сервисы по организации музыкальных цифровых библиотек ориентированы скорее на такое фоновое восприятие музыки. Какой-нибудь Moodlogic сортирует музыку уже не только по исполнителю и альбомам, но и по «темпу», «стилю» и «настроению»: ставишь «настроение», к примеру, «sad» - и она тебе вытаскивает, как по заказу, группу «Сплин». Правда, не без казусов: например, при попытке отсортировать домашний музыкальный архив по «стилю» 9-я хоральная симфония Бетховена попала почему-то в «light music». Ну да, конечно, «тяжёлого звука» в те времена ещё не делали…

Основная идея, с которой производители этой программы пришли на рынок – создание настроения потребителя с помощью музыки. Для человека предоставляются возможности для формирования индивидуальной среды. Потребитель музыки в системе общества потребления ставится на одну ступень с автором, если не выше. В этом смысле он сам себе сотворяет музыку. А  авторская уникальность заменяется уникальностью потребительских миксов. Так, что роль автора становится вообще минимальная. Пришёл, написал и до свидания. Дальше уже дело за творческой индивидуальностью потребителя – или, точнее, программного обеспечения. Зачем, спрашивается, в такой ситуации вообще говорить об авторских правах?

Однако такой способ потребления музыки, будучи сверхтворческим, полностью уничтожает остроту её восприятия. Обыватель разучивается передоверять способность творить профессионалу-художнику. Отсюда качество эталонов резко снижается. Парадоксальным образом, именно сейчас автор, художник, исполнитель обязан доказывать свою абсолютную гениальность, необходимость социума в своих творениях. Современный социум, живя в ситуации тотального копирования, подсознательно становится чувствителен к оригиналу, к подлинному, к первозданному, к тому, что потребительском языке называется аутентичностью.

Поэтому, экономика копирайта, наверное, должна отталкиваться всё же от идеи платы за оригинал, чем придумывать всё новые и новые способы контроля за оплату копий. Тогда вопрос об экономике авторского права не будет стоять так остро и автор не будет в таком унизительном положении.

22.08.2005
Анастасия Чадаева

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера